Зачем нужны эмоции? Для чего нам нужны эмоции

В науке не существует единого объяснения термина «эмоция». Поэтому посмотрим, как определяли его в советской психологии. Эмоция - более длительное по сравнению с аффектом состояние, проявляющееся во внешнем поведении человека. Эмоции имеют отчетливо выраженный ситуационный характер, то есть выражают оценочное личностное отношение человека к складывающимся или возможным ситуациям, к своей деятельности и своим проявлениям в них.

Аффект - стремительно и бурно протекающий эмоциональный процесс взрывного характера, который может дать не подчиненную сознательному волевому контролю разрядку в действии, аффективное состояние выражается в заторможенности сознательной деятельности. Теперь разберемся, что такое чувства. Чувства имеют отчетливо выраженный предметный характер, возникающий в результате специфического обобщения эмоций. Проще говоря, чувства направлены на конкретный предмет, а эмоции ни на что не направлены. Ученые до сих пор не очень ясно представляют, что такое эмоции, однако знают, зачем они нужны. Чтобы это понять, рассмотрим некоторые классические теории.

Уильям Джеймс, один из основоположников психологии как науки, теория которого развивалась совместно с исследованиями русского физиолога Николая Ланге, в конце XIX века предположил, что эмоции - результат оценки изменения внутри организма. Например, нам становится грустно от того, что мы плачем, а не наоборот. Джеймс связывал изменения с работой вегетативной нервной системы и внутренних органов. Уникальность этой теории заключается в том, что она поставила вопрос про эмоции так, как до этого никто никогда не ставил. Однако экспериментальную проверку она не прошла. Мнение о том, что эмоции связаны с лимбическим строением мозга, тоже сильно упрощено.

То, как эмоции связаны с работой мозга, позволяет узнавать поразительные вещи. Возьмем, к примеру, феномен «affective blindside». Он заключается в том, что человек, имеющий нарушения в зрительной системе, может определить, какой эмоциональный посыл несет предмет, не попадающий в его поле зрения.

Другая теория основана на совместной работе вегетативной системы (то, о чем говорил Джеймс) и оценке того, с чем изменения связаны. Как показал эксперимент Шехтера - Сингера, люди, которым вкололи адреналин, испытывали либо гнев, либо радостные эмоции в зависимости от контекста ситуации, а те, кому не вкалывали, были спокойны.

Затем возникает информационная теория эмоций, которая гласит, вкратце, что если мы что-то хотели сделать и сделали, то испытываем положительные эмоции, а если хотели, но не сделали, то отрицательные. То есть суть в том, получили ли мы информацию с помощью органов чувств о том, что реализовали нашу потребность, или нет. Эмоция становится своего рода наградой организму за то, что он все сделал правильно.

Если мы испытали положительную эмоцию, значит, мы построили верную гипотезу и можем продолжать двигаться в этом направлении

Разные полушария мозга по-разному работают с получаемой информацией. Правое - обрабатывает информацию, необходимую для удовлетворения потребности, а левое - о том, что у нас уже есть. Из этого следует, что если более активно правое полушарие, то формируются положительные эмоции, а если левое - отрицательные. Замечено, что у людей, страдающих депрессией, более активно правое полушарие (они обращают внимание на то, что им нужно, а не на то, что есть).

Теперь перейдем к функциям эмоций: побуждать к делу, удовлетворять потребности, менять поведение, подкреплять то, что делаем, координировать ответы организма на изменение окружающей среды и общение, регулировать переработку информации. Более подробно рассмотрим коммуникативную функцию. Дарвин утверждал, что и у животных есть эмоции, развивавшиеся вместе с эволюцией. Ведь люди понимают: собака виляет хвостом, значит она рада. И такое понимание происходит автоматически.

Гипотезу Дарвина активно развивает Пол Экман, научный консультант сериала «Теория лжи». Экман пытается доказать, что люди выражают эмоции одинаковым способом, причем количество их ограничено и связано с эволюционно-адаптивными процессами. Ученый выделил 6 одинаковых вариантов эмоций у абсолютно всех людей (позже 8), причем они связаны с движением лицевых мышц: злость, отвращение, страх, удивление, грусть, счастье, презрение, радость. А все остальные чувства строятся на базе основных.

Правда, Экман не учитывал, что у одних людей есть та или иная эмоция, а у других нет, например, совестливость или мамихлапинатапай (слово из языка племени яганов, означающее «взгляд между двумя людьми, в котором выражается желание каждого, что другой станет инициатором того, чего хотят оба, но ни один не хочет быть первым»). Значит, эмоции зависят от культуры и могут меняться со временем. Например, в начале XIX века девушки падали в обморок, чтобы показать, что что-то происходит не так, как они ожидали.

В зависимости от того, как человек выражает свои эмоции, он занимает определенное место в обществе. В 60-х ученые провели эксперимент на сообществе макак-резусов, у которых разрушили области в мозгу, отвечающие только за эмоциональное выражение. Прооперированные обезьяны довольно быстро теряли свой социальный статус.

Эмоции влияют на мышление, и в большинстве случаев, как нам кажется, мешают принять рациональное решение. Но если бы их вообще не было, то люди не смогли бы принимать никаких решений. Хорошей иллюстрацией того, как эмоции связаны с мышлением, является история Финеаса Гейджа. С ним произошел несчастный случай - через его голову прошел металлический прут, задев лобную долю мозга. Он выжил, но вот его эмоциональное восприятие реальности притупилось. Ученые отметили, что люди с подобными повреждениями обычно теряют работу, семью, и их это никак не волнует.

Согласно одной из точек зрения, объяснение этого эффекта заключается в том, что психика помогает ориентироваться в окружающем мире, а эмоции позволяют проверять эти гипотезы. Если мы испытали положительную эмоцию, значит, построили верную гипотезу и можем продолжать двигаться в этом направлении.

Каждая женщина может «похвастаться» изобилием своих эмоций. Да и мужчины не такие бесчувственные, как иногда пытаются казаться. Порой эмоции играют с нами злую шутку: служат «яблоком раздора» в отношениях с окружающими, не дают сосредоточиться на важных делах.

В итоге начинаешь злиться на себя, понимать, что, если бы не излишняя эмоциональность, такой бы ситуации не произошло. А сколько умных мыслей приходит после того, как мы успокоимся! В этот момент в голову начинают лезть осуждения самого себя: «надо было сделать вот так», «надо было сказать другое», «мне не стоило этого делать»…

Зачем же нам нужны эти эмоции? Почему мы не можем так просто их контролировать?

Может они нам совсем и не нужны, ведь без них мы принимали бы более обдуманные решения?

Эмоции – это наша реакция на все происходящее вокруг. Через них мы передаем отношение к различным ситуациям и объектам, которые нас окружают, показываем насколько важно для нас случившееся.

Эмоции бывают позитивные и негативные, оба типа нам абсолютно необходимы. Радость вызывает улыбку, внутреннее состояние безмятежности, мы чувствуем себя хорошо. Злость на сделанное нам замечание мотивирует, у нас появляется стремление доказать, что мы можем лучше.

В разных ситуациях разные типы эмоций могут обозначать одно и то же отношение.

Если мы долго не виделись с родственниками, радостью мы покажем, как счастливы их видеть, то есть наше положительное отношение к ним. Если кто-то из них заболеет, тревога, печаль настигнет и нас, мы покажем наше неравнодушие, то есть снова положительное отношение. Насыщенность таких эмоций покажет степень нашей привязанности к этим людям в данном примере.

Эмоции, в общем и целом, поддаются контролю. Только ребенок полностью не может справиться с ними. Труднее дело обстоит с состоянием аффекта. Аффект – это бурная кратковременная эмоциональная вспышка. Такое состояние полностью захватывает психику и навязывает человеку необходимость выполнять определенные действия, которые, как правило, не совпадают с желаемыми.

Примерами данного состояния могут быть сильный испуг, вспышка гнева, бурная радость. И такие состояния также могут сослужить нам невероятную услугу. К примеру, сильный испуг заставляет предпринимать действия по спасению, сохранению жизни.

Таким образом, эмоции образуют связь между нами и окружающим миром.

Они являются своего рода нервными окончаниями нашей психики, без которых человек утратил бы вкус к жизни, не смог бы правильно воспринимать происходящее, оценивать разные ситуации. Эмоции – это наша система безопасности!

Нашли ошибку? Выделите ее и нажмите левый Ctrl+Enter .

Чувства и эмоции — весьма близкие понятия. И я частенько сталкиваюсь с тем, что для многих людей это слова-синонимы. Действительно, можно сказать: я чувствую радость или я радуюсь. И в одном случае это вроде бы про чувства, а в другом — про эмоции. При этом, и то и другое может быть и про чувства, и про эмоции. Или скажем чувство раздражения или эмоция раздражения. Можно сказать и так, и так. В любом случае — скорее всего вас поймут.

Однако для решения некоторых задач, эти понятия полезно развести.

Разница между чувствами и эмоциями

«Обожаю этот фильм!» — всем понятно, что это скорее всего про эмоции.

А вот «Я его так люблю, что без него жить не могу» — на самом деле — если строго разделять — тоже скорее эмоция, чем чувство.

«Я злюсь на тебя» — тоже эмоция.

Итак, определимся. Эмоции — ситуативны. То есть — зависят от ситуации. Чувства — это поток.

Эмоции кратковременны. «Я злюсь на тебя», » Я в удивлении», «Я восхищаюсь», «Я обожаю тебя». Обычно это эмоциональная реакция на какую-то конкретную ситуацию. И отражает особенности конкретной ситуации.

Чувства — нечто более сокровенное, глубинное. Чувства живут потоком, под волнениями проявляющихся эмоций. Чувства более говорят о самом человеке, чем о какой-то конкретной ситуации.

Мы порой путаем эмоции и чувства. К примеру, мама волнуется за сына. Чувство — любовь, а локально проявленная эмоция — тревога, волнение.

Или, скажем, молодой человек злится, что девушка не ответила на его письмо. Злость — это эмоции. А чувство — это то, что она ему нравится. И скорее всего, девушка не перепутает!

То есть разница — в сути, протекании, скорости и длительности процессов.

Разницу, например, можно определить по выражению лица человека.

Если лицо быстро сменило выражение и быстро вернулось в исходную (спокойную) позицию — это эмоция. Если лицо изменилось и медленно возвращается в исходную позицию (или не возвращается вообще) — чувство. Разумеется, что между этими «медленно» и «быстро» нет четкой границы. Как нет четкой границы и между самими понятиями.

По сути — эмоции — это маленькие частички чувств. А чувства — основа вспыхивающих эмоций.

Зачем эмоции?

Об эмоциях говорить легче. Ведь это поверхностный пласт. Эмоции — на поверхности, чувства — в глубине. Если человек специально не прячет эмоции — то они очевидны. Впрочем, значение конкретной эмоции тоже можно понять только в контексте чувства, которое под эмоцией. В контексте того чувства, которое выражает данная эмоция.
Можно сказать, что эмоции существуют для того, чтобы проявлять во внешний мир чувства.

Но как часто, вырванные из контекста чувств эмоции нас подводят! И возникает: «Ну я же совсем не это хотел сказать!».

Также и с интерпретацией эмоций и чувств другого человека. Вырванные из контекста, они могут очень сильно исказить восприятие человека, с которым вы общаетесь.

Как пример. Сомнение «сказать — не сказать» может означать совершенно разные вещи: «смогу ли я сформулировать точно», «можно ли сказать это тебе сейчас» и «может, уже пора признаться?»

Но в общем и целом, можно сказать, что от природы эмоции служат нам передатчиком информации о чувствах. И если связь между чувствами и эмоциями не нарушена, а сами чувства человеком осознаются, то и понимают человека хорошо, и отношения с людьми у него складываются так, как ему хочется.

Зачем чувства?

Чувства считаются более интимными, они более глубинны. О них труднее говорить. И порой сам человек не может осознавать чувства, которые им движут.

Чувства можно передать на языке эмоций. Но очень часто получается, что именно этот язык подводит.

О том, зачем нам чувства, можно говорить много и долго. О чувствах в контексте волшебства и сотворения гармоничного мира вокруг себя я еще напишу. А вот самый простой, «человеческий» вариант определения:

Мы воспринимаем окружающий мир чувствами, а реагируем на него — эмоциями.

Маски

Застарелые и, как правило, неосознаваемые чувства (возникшие когда-то просто как эмоция, но подавленные, забытые, ушедшие в глубину) становятся масками на лице. Особенно это становится заметным с возрастом. Исходное выражение лица человека (в спокойном состоянии) отражает его глубинные чувства в отношении всего мира. Поэтому у одних людей — мимические морщинки скорее напоминают улыбку, у других — боль, страх, гнев, обиду.

Чувствовать или эмоционировать?

Эмоции и чувства хоть и разные вещи, но во многом схожие.
А вот процессы — чувствовать или эмоционировать — разные. Даже в каком-то смысле — противоположные.

Чем больше человек в эмоциях, тем меньше он чувствует. Вспомним! Эмоционировать — это проявлять. А чувствовать — это воспринимать.

Разучившись чувствовать, мы теряем те самые нюансы жизни и отношений с людьми, которые и составляют саму жизнь. Человек переключается на рациональное мышление — от головы, от ментала. И не видит текущего развития событий.

В отношениях мужчины и женщины, к примеру, женщина перестает чувствовать мужчину. А в результате ему кажется, что она не заботится о нем, а грубо влезает в его жизнь.

В отношениях между родителями и детьми на месте помощи и поддержки оказывается жесткий прессинг и подавление.

В отношениях человека и мироздания теряются нюансы и мир оказывается должен…

Быть открытым и быть в безопасности

Быть открытым. Для большинства людей это тема проявления чувств. Не локальных эмоций, а тех самых — сокровенных и глубинных чувств. Как часто я слышу: «я открыт миру, но… почему-то реакция людей, мира — очень отличается от ожидаемой.»

Вот тут мы приходим к самой острой теме — неосознаваемые чувства.

Если неосознаваемых чувств нет, то наш посыл в мир всегда будет услышан. Услышан именно так, как мы реально хотим. А это волшебство и исполнение желаний (если рассматривать в контексте Мироздания), это гармония в отношениях с людьми (и близкими, и друзьями, и коллегами, и даже просто встречными).

Когда чувства осознаваемы, они находятся в гармонии с рациональным, с менталом. О теле, здоровье и энергетике я даже говорить не буду — очевидно.

Поэтому быть открытым зачастую такая сложная и почти нереальная задачка для многих.

И поэтому в череде занятий о волшебстве, способностях и ресурсах, которые я предлагаю на занятиях «затесалась» именно эта тема — «чувства и эмоции».

Работаем с чувствами!

Тема занятия «Чувства и эмоции. Зачем они нужны? Почему мы закрываем чувства или отказываемся чувствовать? Как быть открытым и быть в безопасности? Хочу или должен?»

Занятия проводятся, как обычно, с 19.00 до 22.00 (возможно — до 22.30). Стоимость участия — 1000 руб.

На занятиях я предлагаю очень интересное диагностическое упражнение. С помощью него вы сможете осознать, какие чувства привлекают именно вас. Вы почувствуете это телом, не головой. И — как следствие — поймете, что можно изменить в жизни, чтобы стать счастливее. После этой диагностики, мы сможем поработать с теми чувствами, которые вы хотели бы принять, на волне которых хотите жить.

Вторая половина занятия — как обычно — работа с вашими личными запросами через мини-ресурсные-театры. И в контексте чувств.

На протяжении всей своей истории человечество воспевало и культивировало самые разные качества – ум, физическую силу, красоту и смелость. А вот с эмоциональностью, наоборот, постоянно боролись и «вырабатывали» всё новые и новые способы сдерживания и подавления своих чувств. Но это «сражение» было заведомо проиграно: эмоции были, есть и останутся с нами навсегда. Потому что они имеют огромное биологическое значения для организма человека. Чувствовать и переживать несмотря ни на что – вот девиз homo sapiens.

Фото © RAWinterest

Как же работают эмоции?

Эмоции – очень специфический и вместе с тем универсальный для всех млекопитающих механизм, с помощью которого мы можем понять ценность того или иного объекта, явления или события. Не испытывай мы удовольствия, давно бы вымерли с голоду и не стали бы продолжать свой род. Эмоции и только эмоции помогают нам понимать друг друга (а вовсе не слова, как может показаться на первый взгляд), сочувствовать близким, поддерживать друзей.

Тем не менее иногда мы встречаем людей, которые нас категорически не воспринимают и отказывают в сочувствии и поддержке. Конечно, может быть и так, что мы просто их чем-то не устраиваем. Но есть люди, которым вообще очень тяжело быть рядом с другими, выдерживать чьё-то присутствие. Они предпочитают одиночество любой, самой тёплой компании.

Нет ничего приятнее для ребёнка, чем слышать родительскую похвалу. Однако поощрять детей надо правильно. Многие родители хвалят малыша за каждую мелочь. Итог – беспомощность, зачастую пренебрежительное отношение к родителям. Похвала – дело серьёзное, утверждают учёные.
Поощряйте ребёнка за действительно значимые успехи, а не пустяки.
Не переусердствуйте в выражении восторга – это отнимет у малыша стимул добиваться дальнейших успехов.
Не стоит чрезмерно хвалить ребёнка в присутствии братьев и сестёр, надеясь, что те будут брать с него пример. В действительности это может привести к конкуренции и соперничеству.

Значит ли это, что им не нужны эмоции? Ни в коем случае! Просто такие личности черпают свои радости и печали из совершенно других источников. Это могут быть книги, музыка, коллекция значков или машинок, гербарий, компьютерные игры. Многие из них осознают, что общение с окружающими необходимо, пытаются вступать в какие-то взаимодействия, но испытывают при этом большой дискомфорт.

Да и вы наверняка сталкивались с такими персонажами: они, как правило, выглядят эгоистичными, не спешат откликнуться на чужую беду и могут устроить скандал из-за пустяка. Что и говорить, этим людям очень сложно жить в обществе, потому что с ними практически невозможно наладить полноценные человеческие отношения. А ведь взаимное непонимание – это не только социальные трудности, но и потенциальная опасность. Если ты неправильно распознал намерения другого, то начинаешь там, где это вовсе не нужно. А если тебя неправильно поняли, можно столкнуться с немотивированной с твоей точки зрения агрессией.

Один, совсем один…

У людей, которые не могут найти взаимопонимание с окружающими, как правило, отмечается не оптимальное состояние нервной системы. В первую очередь тех её структур, которые связаны с восприятием, оценкой и регуляцией эмоций. Эти структуры, часть из которых объединена в так называемую лимбическую систему, нужно своевременно запустить.

Такой запуск происходит в первые два месяца жизни ребёнка – прежде всего, благодаря эмоциональной активности близких. Родители должны брать малыша на руки не только для того, чтобы накормить или переодеть, но чтобы обнять и приласкать. Разговаривайте со своим грудничком, улыбайтесь ему и смотрите в его глазки, и через какое-то время он начинает сам проявлять активность при появлении членов семьи – будет дрыгать ножками и ручками, издавать призывные звуки, радоваться встрече. Так возникает « ». В течение первых месяцев жизни ребёнок учится отличать своих от чужих, женщин от мужчин и распознавать разные эмоциональные проявления. Это необходимо для того, чтобы в будущем он мог «чувствовать» других людей. Если систему не запустить, глубокие эмоциональные нарушения останутся на всю жизнь, и интуитивное понимание другого человека уже никогда не сформируется.

Яркий пример подобного рода нарушений получил название «госпитализм». Это патология развития, которая возникает из-за ограничения или полного отсутствия эмоциональных контактов (типичный случай – длительное пребывание ребёнка в больнице без родителей, в приюте, в яслях на пятидневке). Госпитализм характеризуется задержкой физического и умственного развития, а после возвращения в социум – трудностями адаптации к социальному окружению и нарушениями эмоциональной сферы. Детёныши обезьян, которых отлучали от матерей и пересаживали на искусственную «маму», во взрослом возрасте демонстрировали черты аутичного поведения, оказывались внизу социальной лестницы и были не способны установить партнёрские отношения для продолжения рода.

Конечно, социальный фактор в возникновении эмоциональных нарушений не является единственным. Специалисты говорят о влиянии наследственности, а также травм и заболеваний головного мозга, приводящих к повреждению лимбической системы.

За гранью чувств

Дети и взрослые, страдающие от этих нарушений, могут испытывать существенные трудности распознавания социальных знаков – эмоциональных выражений лица, поз, жестов, интонаций.

Для них очень характерны проблемы идентификации негативных эмоций. Если такому взрослому или ребёнку показать злое лицо и спросить, какое настроение у этого персонажа, они могут ответить, что человек, например, просто задумался. В обычной жизни эти люди не чувствуют той границы, за которую нельзя переступать, и доводят ситуацию до конфликта.

Прививать детям хорошие привычки и приучать к дисциплине – необходимость для родителей. Но контролировать современных детей становится все труднее. Родителям помогут рекомендации специалистов в области детской психологии.
Вознаграждение. Поощрения за успехи в дисциплине (например, месяц без замечаний в школе) – мощный стимул для ребёнка.
Базовые правила. Составьте чёткий список правил, а также объясните, что невыполнение этих правил ведёт к наказанию.
Чёткий распорядок дня приучает ребёнка к ответственности, не оставляет времени для лени и шалостей.

По ходу жизни они, как правило, находят некоторое взаимопонимание с кем-то из близких, но этого всё равно недостаточно для полноценного общения. Взрослые и дети с нарушениями работы лимбической системы не могут соотнести свою реакцию на то или иное событие с тем впечатлением, которое она произведёт на остальных. Поведение окружающих им не ясно, они не могут оценить ситуацию с позиций другого человека. В результате постоянной негативной обратной связи, которую дают таким людям окружающие, формируются различные защитные формы поведения, одной из которых является уход от социальных взаимодействий. Дополнительную лепту в выбор одиночества вносит повышенная чувствительность к звукам и прикосновениям, отмечающаяся у некоторых представителей этой социальной группы, плохая переносимость шума и прямого телесного контакта.

Лучшее «лекарство»

Можно ли развить эмоциональную сферу человека, сделать её более чувствительной к оттенкам переживаний других людей и устойчивой к внешним интенсивным воздействиям? Можно, но, в зависимости от возраста, способы будут разные.

Если речь идёт о младенце, то, как мы уже говорили, здесь главное – положительное внимание в период активного развития «эмоциональных» структур мозга, то есть в течение первого года жизни. Это – отличная профилактика расстройств эмоционального развития. Чтобы не нарушить возникшую привязанность и не подорвать у ребёнка доверие к миру, важно не оставлять его без родительского тепла хотя бы до двух лет. В этот период пребывание в яслях или в детском саду скорее навредит, чем принесёт пользу.

Если мы говорим о малыше и младшего школьного возраста, у которого возникли очевидные трудности в контактах с другими взрослыми и детьми, то важно постараться понять, что мешает развитию. Для этого советуем пройти медицинское обследование, проверить работу мозга с помощью электроэнцефалографии, выяснить, нет ли проблем с кровообращением и не повышено ли у ребёнка внутричерепное давление. Если проблемы есть, нужно своевременно получить помощь врача-невролога.

Помимо этого необходимо вплотную заняться развитием эмоциональности, и тут может помочь профессиональный психолог. Прежде всего, важно научить ребёнка различать видимые эмоции. Попробуйте разобрать с ним фотографии разных людей, попытайтесь найти и описать черты, общие для каждой из эмоций. Можно изображать переживания на своём лице и просить малыша угадать, что вы хотите сообщить.

Затем помогите ребёнку разобраться в себе. Дайте ему адекватную обратную связь, сообщайте, как вы поняли то, что с ним происходит, будьте его «зеркалом». Если он злится, скажите: «Ты, я вижу, злишься», если радуется, поддержите его: «Хорошо, что тебе весело». Не менее важно «сообщать» малышу о том, что испытываете вы, когда он ведёт себя тем или иным образом.

Кроме того, обязательно научите маленького человека социально приемлемым способам выражения своих отрицательных эмоций. Наконец, таким детям часто помогает чёткая система правил, опираясь на которую, они могут взаимодействовать с другими людьми.

Если малыш научится при встрече здороваться, задавать стандартные вопросы («Как тебя зовут?»), то это облегчит его контакт с окружающими. А вот подростки и взрослые, у которых уже накопилась длинная история социальных проблем, – самый сложный вариант. В первую очередь, из-за сопротивления. Здесь может помочь психотерапия. Благодаря работе с психологом они становятся более чувствительными к своему состоянию, лучше осознают происходящее и берут под контроль свои эмоциональные реакции.

Порой я сталкиваюсь с ситуацией, когда клиент приходит с запросом приобрести некий волшебный артефакт: прозрачный купол, который пропускает внутрь только положительные эмоции и оставляет за бортом все не удобные (злость, ярость, грусть, раздражение, ненависть и пр.).

Но суть наших чувств и эмоций в том, что не мы выбираем их. Они выбирают нас. И все, что мы можем сделать - это решить, как с ними обходится (брезгливо отвергнуть или впустить в свою жизнь, как учителя, например).

Откуда же берутся наши эмоции и для чего они приходят? Начну издалека.

Каждый человек познает мир через чувственное восприятие (при помощи пяти органов чувств), телесное восприятие и мышление (суждения, планы, анализ, синтез, воспоминания и пр.)

Большую часть времени мы все проводим в размышлениях. Чувственное восприятие обычно развито у нас недостаточно, а самые серьезные сложности часто возникают именно с телесным восприятием - ведь наше сознание регистрирует лишь маленькую часть находящейся в распоряжении тела информации.

Иногда кажется, что маленькое незнакомое тело несет большую такую умную голову, которая очень хорошо умеет думать и старательно игнорировать потребности организма, при этом лишь частично пользуясь чувственным восприятием (в основном, глазами).

Забывая о том, что именно органы чувств обогащают телесные переживания и указывают на то, насколько человеку комфортно в той среде, в которой он находится; насколько ему подходит одежда, еда и пр.

Забывая о том, что наше тело не умеет говорить и большинство наших проблем связано с тем, что мы не слышим его жалобы и мольбы о хотя бы элементарном наблюдении за его реакциями, которое уже может дать нам информацию о том, каким количеством энергии мы располагаем, когда нам необходимо сделать паузу, в каком отдыхе мы нуждаемся, поставляем ли необходимое количество кислорода и питательных веществ организму. О наблюдении за сигналами мышц и органов нашего тела, что посылают в мозг информацию, которую тот расшифровывает и воспринимает как определенное эмоциональное состояние (например, сжатые кулаки могут рассказать о злости, комок в горле и слезы - о грусти и пр.).

Эмоция рождается очень тонко и нежно, как пузырек-предупреждение о том, что что-то в нашей жизни идет не так и нужно обратить на это внимание. Затем она постепенно поднимается и проявляет себя уже во всей своей красе через тело. И только тогда она может быть расшифрована при помощи разума и через осознание переведена в другое качество, чтобы освободить место для чего-то нового.

Эмоция должна течь, как ручеек, свободно начинаясь и завершаясь. Но часто возникают проблемы при переходе от проявления эмоции к ее пониманию - когда невозможно определить, что это за эмоция и для чего она к нам пришла. Когда не обращается внимание на телесные сигналы, несмотря на то, что «чайник» уже давно и настойчиво кипит. Тогда эмоция перестает течь, продолжая какое-то время сигнализировать красным огоньком о текущей ситуации, пока не будет вытеснена в бессознательное - область, где время не течёт и ничего не забывается: все хранится свежим, как в морозильной камере.

Вытесненная обида, подавленный гнев, непризнанная ненависть там «живые» и требуют внимания публики. Вот только публика не реагирует, потому что бессознательное не умеет пользоваться человеческим языком. Оно подает сигналы, как умеет, чтобы человек обратил наконец-то свое внимание на утечку счастья из-за непрожитых эмоций.

Отсутствие проживания негативных эмоций — это тяжёлая ошибка, за которую мы расплачиваемся болезнями тела и души.

Поэтому негативные эмоции нужно обязательно освещать ярким светом своего внимания при первых же признаках их появления. Позволять им быть. Выражать словами (Мне это нравится\не нравится). Давать им название: «Я сейчас злюсь» (испытываю стыд, презрение, ненависть и пр.). Каждое событие, которое вызывает подобные эмоции, дробить на части и раскладывать по полочкам (вот это мне в нём — нравится, а вот это — нет).

Принимать свои эмоции (осознавать их ценность и важность для собственного личностного развития).

Искать зашифрованные в них послания и использовать выученный урок для своего блага.

Важно помнить, что никакие эмоции не есть плохими или хорошими. И что разрешая себе их проживать, понимая послания от них, трансформируя их энергию и обучаясь за счет этого, мы улучшаем качество своей жизни и возвращаем себе осознанность, развивая свою эмоциональную зрелость.