Гендерные стереотипы: что это такое, влияние на социум, примеры. Стереотип гендерный Основные гендерных группы стереотипов

Статья посвящена проблемам социального познания. Рассматриваются механизмы стереотипизации и гендерные стереотипы как детерминанты взаимодействия гендерных подгрупп; понятие социального стереотипа - как близкое к понятиям «аттитюд» и «представление». Семантика содержания гендерных стереотипов определяется внутренним механизмом репрезентации индивидом всей системы социальных отношений. Выделяются виды гендерных стереотипов. Делается вывод об открытой попытке женщин претендовать на мужские социальные роли как о псевдоэмансипации, ибо социокультурная значимость собственно феминности не повышается. Рассматриваются свойства гендерных стереотипов, механизм их формирования, обусловленный процессом социализации, а также вопрос о формировании гендерных вербальных клише в культуре языка. Рассматриваются функции гендерных стереотипов. Подчеркивается роль социальных функций механизма стереотипизации в межгрупповых отношениях, служащих для объяснения, оправдания и сохранения «гендерной асимметрии». Делается вывод о социальном, в том числе и гендерном, стереотипе как опоре в конструировании индивидом непротиворечивой и упорядоченной картины социального мира.

Ключевые слова: гендерные стереотипы, гендерная группа, межгрупповые отношения, механизм стереотипизации

На сегодняшний день поиск человеком какой-либо опоры в процессе категоризации воспринимаемого мира в ситуации социальной неопределенности предопределяет интерес современной социальной психологиик исследованию детерминант процесса социального познания. Поиск и нахождение способов конструирования индивидом непротиворечивой и упорядоченной картины социального мира предполагает обращение к изучению ряда социально-психологических механизмов, одним из которых является механизм стереотипизации и связанная с ним проблематика изучения социальных стереотипов. В этой связи нам предстоит рассмотреть понятие гендерного стереотипа как разновидность социального стереотипа, определив его место в контексте взаимодействия гендерных подгрупп.

Гендерный стереотип как регулятор межгруппового взаимодействия

Говоря о регуляции межгруппового взаимодействия, о регуляции поведения и деятельности людей, необходимым представляется рассмотреть те факторы, которые непосредственно влияют на процесс общения и взаимодействия двух групп - «женщин» и «мужчин». Весь этот процесс опосредован множеством факторов: позициями участников взаимодействия, ролевыми ожиданиями, характером ситуации и видом взаимодействия, будь то кооперация или же конкуренция. Кроме того, человек обладает сложной системой различных диспозиционных образований, которые регулируют его поведение и деятельность. При анализе межгруппового взаимодействия в концепции диспозиционной регуляции социального поведения [Ядов, 1995] становится очевидным обращение к анализу «базовых социальных установок», социальных стереотипов по сути.

Понятие социального стереотипа было бы непрофессионально полностью обособлять от других близких и даже рядоположенных понятий, таких как аттитюд и представление, ведь грань между началом влияния одного и окончанием влияния другого эфемерна и никогда нельзя точно говорить о том, что в конечном счете сыграло ключевую роль и привело к тому или иному результату [Донцов, Емельянова, 1987]. Особенно сближаются в понимании и интерпретации социальные установки и социальные стереотипы, когда речь идет об аутостереотипах, представленных на уровне индивидуального сознания и обращенных к самой личности [Шихирев, 1999; Краснова, 2004; Рябова, 2008]. Механизмами стереотипов, обеспечивающих их действие и формирование, являются диспозиционные установки. Когнитивная часть стереотипов выполняет функцию основных законов гендерно-ролевой идеологии, а аффективная сторона стереотипа отвечает за соблюдение этих «законов» [Рябова, 2008].

Для нас важно обратить внимание и на тот факт, что «в диспозиционной системе имеет место позитивно-негативная асимметрия: на стадии адаптации к новым условиям ведущую роль в регуляции поведения принимают на себя диспозиции, связанные со стремлением не уклоняться от принятой субъектом социальной нормы, в дальнейшем же лидируют позитивные диспозиции как готовность к реализации интернализованных (т.е. усвоенных) субъектом ценностей и социальных установок. Осознанные диспозиции преимущественно доминируют в регуляции социального поведения в таких ситуациях, которые требуют активного напряжения усилий субъекта. В привычной же ситуации на первый план выдвигаются полуосознаваемые или неосознаваемые диспозиции, то есть социальные стереотипы» [Ядов, 1995, с. 175]. Таким образом, социальные, в том числе гендерные, стереотипы следует рассматривать как ключевую диспозицию, опосредующую взаимодействие на межгрупповом уровне.

Итак, гендерные стереотипы - это социально конструируемые категории «маскулинность» и «феминность», которые подтверждаются различным (в зависимости от пола) поведением, различным распределением внутри социальных ролей и статусов и поддерживаются психологическими потребностями человека вести себя в социально желательной манере и ощущать свою целостность и непротиворечивость. Д.Шнайдер выделяет «большую тройку» исследовательских стереотипов: гендерные, возрастные и расовые .

Гендерные стереотипы являются разновидностью социальных стереотипов, складываются в процессе общественной коммуникации, передаются индивидом в процессе социализации и играют важную роль в поддержании гендерной стратификации как вертикальной (мужчина «выше» на социальной лестнице, женщина - «ниже»), а не как горизонтальной (на основе гендерного равенства) [Краснова, 2004]. Бинарные оппозиции, «встроенные» в них, предопределяют положение человека в обществе, профессию, его стремления, цели и ценности [Селиванова, 2006; Fazio, Olson, 2003]. Идеи «мужественности» и «женственности» выступают как архетипы поведения, взаимодействий с другими людьми, социальных ожиданий и оценок. Уходя корнями в философию, мифологию и религию, эти идеи «мужественности» и «женственности», представленные в оппозициях власти и подчинения, порядка и хаоса, активности и пассивности, силы и слабости и др., ложатся в основу семантики гендерных стереотипов, закрепляясь в языке и тем самым предопределяя методы их исследования [Брагина, 2009]. «Язык как средство бытийствования стереотипов выражает коммуникативный и кумулятивный аспект гендерной системы общества» [Селиванова, 2006, с. 141].

Подобно тому как в лингвистике единое осознание смысла текста как разделяемого всеми достигается только путем существования общих (сформировавшихся под влиянием конкретной культуры), часто неосознаваемых пресуппозиций (как отвергаемых значений текста), так и в социальном познании социальные стереотипы (гендерные в частности) наполняются общей семантикой, погруженной в мир смыслов [Аллахвердов, 2000; Fazio, Olson, 2003]. Так, стереотип существует на пересечении вербально-ассоциативного (слова и конструкции), лингвокогнитивного (представление знаний о ситуации) и мотивационно-аффективного (механизмы оценки) уровней языковой личности [Буторина, 2009]. Таким образом, семантика содержания гендерных стереотипов становится внутренним механизмом репрезентации индивидом всей системы социальных отношений, определяя их одновременно и как форму существования массового сознания, посредством которой детерминируются процессы межгруппового взаимодействия в обществе.

Виды гендерных стереотипов

Рассматривая виды гендерных стереотипов, мы видим, что среди них могут быть выделены три группы [Пушкарева, 2003].

Первая группа - это стереотипы «мужественности» и «женственности»: эталоны, или, точнее, нормативные представления о том, какими психологическими и поведенческими свойствами должны обладать мужчины и женщины. Так, мужчина олицетворяет творческое начало, он активен; а женщина - репродуктивное, она пассивна. «Мужское» подразумевается лучше и выглядит самодостаточным, предполагает успешное исполнение задуманного, и наоборот. В целом мужчинам приписывается больше положительных качеств, нежели женщинам [Пушкарева, 2003].

Подобная «несправедливость» нередко трактуется с обращением к идеям постфрейдизма, согласно которым мужчиной, в отличие от женщины, не рождаются, им становятся. Д.Гилмор, решая загадку мужественности, объясняет природу данного явления регрессией и ее связью с социальной ролью: психическое единство ребенка с матерью сменяется после порога сепарации-индивидуации осознанием своего «Я» и формированием гендерной идентичности. Для мальчиков подобный процесс происходит в более острой форме, а маскулинность выступает как новый и независимый социальный статус, который маркирует противоположность матери, и перманентная битва за мужественность - это борьба с регрессией. Мужчины являлись основными акторами социального действия, и мужественность была институционализирована [Бендас, 2005]. Маскулинность стала культурным выражением господства социальной группы, и в этом смысле феминность более связана с биологическим полом, а обладание статусом, ресурсами и престижем предназначается для мужчин и подпитывает миф о женской пассивности, сложившийся в силу не биологических, а культурных причин.

Вторая группа гендерных стереотипов закрепляет семейные и профессиональные роли в соответствии с полом. Половые роли как существующие в обществе стереотипы полоролевого поведения бытуют в виде представлений и ожиданий, которым каждый человек должен соответствовать, чтобы быть понятым и принятым. Они всегда нормативны [Пушкарева, 2003].

Для женщин главными социально-половыми ролями в соответствии со стереотипом являются роли семейные (мать, воспитательница, хозяйка), для мужчин - профессиональные. Успешность мужчины согласно стереотипному восприятию оценивается по его профессиональным достижениям, женщины - по наличию семьи и детей [Гендерные стереотипы в меняющемся обществе, 2009]. В культуре народов Кавказа подобные тенденции обострены по сравнению с православным обществом: здесь центр пространства семьи - среда женская. Женскому началу не свойственна мобильность, что делает женщину в глазах мужчин ущербной и малодееспособной. Но «защита родового гнезда» мужчиной осуществляется во многом благодаря женщинам, которые создают «оболочку» сродни материнскому чреву в виде одежды, добропорядочной репутации жены, наследников, что позволяет мужскому миру проявлять активность на ближних и дальних рубежах. Воспроизведение в социализации патриархальных гендерных стереотипов и статусов значимо и для народов Индии - независимое поведение женщины осуждается обществом. Все это подтверждает большую устойчивость и ригидность гендерных стереотипов, и даже их межкультурный статус.

Именно этой группой стереотипов и определяется «нормальность» женщины и мужчины, и она лежит в основе формирования негативных стереотипов (когнитивного компонента предубеждений) [Краснова, 2004]. Сегодня открытая попытка женщин претендовать на мужские социальные роли, по сути, есть псевдоэмансипация, ибо социокультурная значимость собственно феминности не повышается [Савельев, 2007]. И только подлинное развитие женственности - индустрия женской привлекательности и создание образа женственности, свободного от мужской оценки, - та ниша, где феминность пытается прорваться и занять равный с маскулинностью статус.

Интересно, что «маскулинность» определяется в большей степени социальными ролями, которые исполняет мужчина, а феминность связывается с природными (внешность), внутренними, индивидуально-личностными чертами. В связи с этим интересен также и тот факт, что люди с маскулинным и феминным типами гендерной идентичности в содержании гендерных стереотипов при восприятии образа (как мужчины так и женщины) в целом обнаруживают в качестве критериев оценки разные основания: так, маскулинные представители оценивают образ с точки зрения активности и достижений в деятельности, тогда как феминные основываются на большем числе описательных характеристик, основной из которых является привлекательность.

Исходя из этого главный для нас вывод заключается в том, что отсутствие отношений конкуренции между феминностью и маскулинностью, поиск такого поля взаимоотношений, где они не соперничали бы между собой, поможет в преодолении гендерных стереотипов [Савельев, 2007]. Тогда и в речевой практике (а именно в речевом поведении) их действительные изменения станут возможны только тогда, когда не просто изменятся речевые клише, а произойдут изменения в собственно ментальных стереотипах как «системе образов» [Буторина, 2009]. Однако маскулинизированные социальные институты пока не дают возможности двигаться дальше.

И, наконец, третья группа стереотипов касается различий в разделении труда. Согласно концепции «естественной дополнительности полов» удел женщин - дополнительный обслуживающий характер (экспрессивная сфера социальной жизни), а область деятельности мужчин - творческий, созидательный, руководящий труд (инструментальная сфера социальной жизни) [Пушкарева, 2003].

Свойства гендерных стереотипов

Стереотип является формой познания не только для личности, но и для социальных групп [Рябова, 2008]. В этом смысле наибольший интерес для нас будут представлять те свойства, которые наиболее значимы в контексте взаимоотношений гендерных групп.

К ним относятся, во-первых , схематичность как продукт группового обобщения и связанная с ней когнитивная функция гендерного стереотипа. В этимологии слова «стереотип» прослеживаются его семантика и соответствующие ей значения - «твердого», «засохшего» (греч.), а также «символа», «(про)образа», «изображения» (лат.).

Во-вторых ,эмоционально-оценочный характер гендерных стереотипов, который во многом связан с социальной функцией стереотипа. Важно лишь подчеркнуть, что аффективный и когнитивный компоненты относительно независимы друг от друга в стереотипе [Донцов, Стефаненко, 2008]. В-третьих , разделяемость: стереотипы являются разделяемыми представлениями, иначе они не имели бы столь сильного влияния на социальное поведение групп. Поскольку стереотипы разделяются большинством представителей группы, это позволяет говорить о культурной легитимности стереотипа. В-четвертых , гендерные стереотипы формируют социальную субъектность мужчин и женщин - как на уровне индивидов, так и в межгрупповых отношениях, поэтому они чрезвычайно устойчивы, консервативны и сравнительно медленно модифицируются под воздействием социально-культурных условий [Стефаненко, 2007; Рябова, 2008].

Но одновременно гендерные стереотипы могут считаться и гибкими, так как их содержание корректируется в зависимости от социального контекста, например от статуса субъекта и объекта стереотипизации. Так, С.Фиске установила, что «группы с более высоким статусом обычно рассматриваются как более компетентные, а низкостатусные - как обладающие хорошими навыками межличностного общения» [Рябова, 2008, c. 51]. Именно подобные проявления гендерного стереотипа мы и находим в отношениях гендерных групп. Кроме того, важно понимать, что на содержание гендерных стереотипов оказывают влияние и изменение статуса, и возрастной, и этнический факторы . Так, информация о статусной позиции индивида снижает роль гендерных стереотипов в его восприятии.

Формирование гендерных стереотипов

Вопрос о формировании гендерных стереотипов традиционно рассматривается в связи с вопросом социализации. Кратко напомним о нем, не вдаваясь в детали существования социального и индивидуального подходов к природе стереотипов. Так, результатом категоризации социального опыта, предопределенного культурой и воспитанием, являются социальные (и гендерные) стереотипы. Формируемые в процессе взаимодействия людей представления о социальных связях и отношениях носят преимущественно прикладной характер и в силу этого приобретают форму типизации - привычных оценок, ожиданий, взглядов и предубеждений . Последние со временем становятся предписаниями, которые направляют и корректируют поведение, общение и деятельность людей. «Когнитивная сторона процесса усвоения гендерной роли, самокатегоризация и познавательная информация, получаемая ребенком от взрослого, становятся основополагающими элементами при формировании гендерного стереотипа как моральной ориентации» [Цит. по: Хвостов, 2000, c. 197].

Социальный конформизм (напомним, что женщины более конформны к групповому давлению) стимулирует выполнение этой предписанной (ожидаемой) роли, придает ей социальный статус (посредством общественной поддержки и признания) и предопределяет функциональное состояние его носителя (социальную идентификацию). Под воздействием механизмов социальной идентификации социум распадается на группы, устанавливаются сферы влияния каждой общности, формируются барьеры между ними, которые призваны сохранять социальную дистанцию между гендерными группами [Стефаненко, 2007]. Как справедливо замечает Т.Рябова, «стереотипы не только устанавливают неравенство: они его оправдывают» [Рябова, 2008].

Рассматривая вопрос о формировании гендерных вербальных клише, следует также обратиться к культуре языка, в которой гендерные стереотипы, согласуясь с практиками повседневности, формируют обыденное сознание и опосредуют в него миф как «само собой разумеющееся знание», «знание здравого смысла» [Брагина, 2009]. Через пресуппозиции и признаки всеобщности (хорошо известно, что … все знают, что … и т.д.) высказывания приобретают свойства повседневности и неопровергаемости.

Противопоставления (мужчина - женщина) в некоторых своих значениях приобретают провокативный характер и, центрируясь на отрицательных оценках (и соответствующей интерпретации как гендерно-дифференцируемой), становятся основой для формирования устойчивых предубеждений в отношении гендерных подгрупп. Так, «в них проявляется война полов, мифологическая по сути и регулярно мифологизируемая» [Брагина, 2009, c. 355]. Таким способом они легализуются, закрепляют свой статус и получают вербальное выражение в форме устойчивых и воспроизводимых фрагментов текста (клише, идиом, устойчивых словосочетаний). Одним из частых проявлений таких высказываний является повседневное городское общение - микродиалоги в типичных коммуникативных ситуациях. Таким образом, само содержание стереотипа предопределяется контекстом его использования.

Итак, мы подошли к вопросу о функциях гендерных стереотипов.

Функции гендерных стереотипов

Особое внимание в данном разделе будет уделено гендерным стереотипам микроуровня, то есть соотнесению их воздействия с объективными интересами гендерных групп как социальных субъектов.

Условно можно разделить функции гендерных стереотипов на две группы: психологические и социальные.

К психологическим относятся когнитивная и ценностно-защитная функции. Когнитивная (когнитивно-адаптационная) функция, состоящая в упрощении и систематизации знания, полученного индивидом из окружающей среды, которая служит для экономии усилий индивида при восприятии сложных объектов [Андреева, 2005; Рябова, 2008; Донцов, Стефаненко, 2008; Буторина, 2009]. За пределы самой первичной информации об объекте индивид в процессе познания выходит лишь тогда, когда данный объект становится релевантным его текущим целям. То есть субъект стереотипизации наделяет объект социальной ролью и статусом, что позволяет ему интерпретировать поведение другого, а также предсказывать его в дальнейшем, так как знание, полученное об одном представителе группы, индивид распространяет на всю группу.

Ценностно-защитная функция, связанная с созданием и поддержанием ценностей индивида и группы. Стереотипы активируются не только для объяснения, но и для оправдания и защиты своих взглядов и поведения [Стефаненко, 2007], а также для поддержания групповых ценностей, оправдания и рационализации поведения по отношению к чужой группе (как оправдание дискриминационного поведения). Проведение границы с аутгруппой способствует и поддержанию коллективной самооценки - как ингрупп, так и аутгрупп [Рябова, 2008; Стефаненко, 2007; Донцов, Стефаненко, 2008]. Кроме того, уровень негативной стереотипизации аутгруппы возрастает в случае непосредственной экономической и политической угрозы с ее стороны.

Социальные функции направлены на поддержание социального порядка и обусловлены способностью стереотипов выступать фактором социальных отношений. Это, во-первых, функция поддержания социального контроля, а именно системы процессов и механизмов, обеспечивающих поддержание социально приемлемых образцов поведения и функционирования социальной системы в целом. Она осуществляется в форме самоконтроля, в основе которого лежат ценности, нормы, ролевые ожидания, обычаи, интернализованные в процессе социализации, и в форме внешнего контроля в виде совокупности системы поощрений и принуждений (социальных санкций).

Стереотипы включаются в практики нормализации, устанавливающие различия между нормой и девиацией [Рябова, 2008]. Ингрупповой прототип отражает обобщенный образ типичного представителя данной группы [Андреева, 2005]. Прототипичность связана с феноменом деперсонализации, поскольку она подразумевает восприятие других с точки зрения групповых норм (теория самокатегоризации Дж.Тернера [Тернер, 2003]). Прототип устанавливает эталон поведения, обладающий нормативным характером [Андреева, 2005]. Кроме того, гендерный стереотип становится элементом внутреннего социального контроля, поддерживающим социально приемлемые образцы поведения.

Нормативность очень важна для гендерных стереотипов в силу значимости для индивида гендерной идентичности. В этом смысле мужчины не меньше женщин испытывают на себе влияние нормативности гендерных стереотипов, демонстрируя окружающим иногда чрезмерные «стандарты мужественности». Кроме того, нормативность влияет и на самооценку и уровень притязаний мужчин и женщин. Так, из идей Р.Мертона появилась гипотеза «самореализующегося пророчества». Поэтому если женщина развивает негативный стереотип женственности, то она программирует себя на неудачу.Исследователи показали [Рябова, 2008], что мужчины также программируют свое поведение в соответствии со стереотипами маскулинности (доминирование, высокая конкурентоспособность, успешность), но в случае неудачи мужчины испытывают больший стресс и у них в отличие от женщин сильнее понижается самооценка.

В целом важным для нас становится тот факт, что характерной особенностью женщин как гендерной группы является склонность приписывать положительные качества группе мужчин и недооценивать достоинства собственной группы, что является следствием низкого статуса группы женщин. В межгрупповых отношениях социальные функции стереотипизации служат для объяснения, оправдания и сохранения существующих отношений, поддерживая тем самым сложившуюся «гендерную асимметрию» [Стефаненко, 2007; Брагина, 2009].

Кроме того, к социальным функциям относятся функция социализации и интеграционная функция. Последняя выступает как фактор консолидации не только «групп» мужчин и женщин, но и социума в целом. Напомним, что на институциональном уровне гендерные стереотипы включены в производство и поддержание гендерного неравенства, которое пронизывает структуру и функции всех общественных институтов - от семьи до государства. Поскольку происходящие социальные процессы весьма динамичны, нормативно-ценностные ориентиры населения пребывают в стохастическом состоянии, возникает интерсубъективная потребность в «незыблемых» ценностях и образцах «социально должного» поведения, и гендерные стереотипы способны выполнять эту функцию. Кроме того, гендерные стереотипы призваны маскировать, затушевывать существующие гендерные проблемы или предлагать мнимые подходы к их решению.

К консолидирующей функции относится также способность проводить границы между cвоими и чужими , а также оценивать соответствие членов ингруппы аутостереотипу, что служит причиной продуцирования внутренних иерархий и границ и оценки других как «внутренне чужих», например [Рябова, 2008]. Стереотип, как правило, фиксирует именно отличительные черты социальной группы, дифференцирует их. В теории социальной идентичности акцентирована роль сравнения в социальной категории: оценки групп носят относительный характер - оценка ингруппы осуществляется в зависимости от оценки аутгруппы, в этом смысле гетер- и аутостереотипы взаимосвязаны.

Социальная категоризация выступает как неотъемлемая часть любых межгрупповых отношений [Стефаненко, 2007]. Именно стремление к позитивной идентичности достигается путем сравнения с аутгруппой (процесс межгрупповой дифференциации) и атрибуции ей негативных качеств. В этом смысле аутостереотипы, как правило, более позитивны, чем гетеростереотипы, - становятся основанием для поддержания позитивной групповой идентичности.Как результат этого были получены три важных следствия: представители аутгруппы воспринимаются, во-первых, как более отличающиеся от представителей ингруппы, чем в действительности; во-вторых, как более однородные, чем представители ингруппы; в-третьих, как менее позитивные.

Кроме того, при легитимных отношениях между группами (как в случае гендерных групп и гендерной иерархии) удается достичь позитивной социальной идентичности и избежать конфликта. Уровень негативной стереотипизации возрастает в отношении членов двойных аутгрупп (например, женщина-водитель нерусской национальности).

Кратко рассмотрим достижение групповой идентичности индивидом, и в связи с этим обратимся к теории самокатегоризации Дж.Тернера. В соответствии с ней актуализация групповой идентичности приводит к тому, что и себя индивид воспринимает в терминах групповой принадлежности, то есть деперсонализируется (самостереотипизация) - движется к полюсу социальной идентичности на континууме. Важным становится и то положение, что представители низкостатусных групп для сохранения положительной социальной идентичности выбирают для сравнения те критерии, по которым они превосходят высокостатусную группу [Рябова, 2008; Стефаненко, 2007].

Так, при рассмотрении проблематики гендерных стереотипов на межгрупповом уровне важно понимать их функции и то, как они организуют и детерминируют как поведение субъектов стереотипизации (аутостереотипы), так и интерпретацию ими действий и поведения других групп.

Заключение

Представив достаточно полную картину того, чем же является гендерный стереотип, как он формируется, какие виды его выделяют многие авторы и, наконец, каким функциям он служит, - то есть в целом, раскрыв причины, которые вызывают и актуализируют его в современных условиях, мы с полной уверенностью можем сделать выводы, касающиеся роли гендерного стереотипа в межгрупповом взаимодействии.

Во-первых, гендерные стереотипы отражают некоторые объективные характеристики позиции гендерных групп. Во-вторых, гендерные стереотипы приемлемы как для мужчин, так и для женщин, однако выраженность критической рефлексии выше у женщин. И, в-третьих, существующие гендерные стереотипы являются непосредственными детерминантами межгрупповых отношений, во многом регулируют их и служат теми интерсубъективными конструктами, к которым представители гендерных групп апеллируют в разных жизненных ситуациях.

У.Липпман подчеркивал, что проблема современного человека заключается не в том, чтобы привести индивиду свой внутренний мир в согласие с реальностью, а в том, что именно эта реальность оказывается для него недостижимой. Задача стереотипа - помочь человеку существовать в этом мире и быть социально точным, опираясь на «образы в наших головах» [Донцов, Стефаненко, 2008; Андреева, 2005].

Аллахвердов В.М. Сознание как парадокс. СПб.: ДНК, 2000.

Андреева Г.М. Психология социального познания: учеб. пособие. 3-е изд., испр. М.: Аспект Пресс, 2005.

Бендас Т.В. Гендерная психология: учеб. пособие. СПб.: Питер, 2005.

Брагина Н.Г. Мифология стереотипа и обыденное знание // Стереотипы в языке, коммуникации и культуре: сб. статей / сост. и отв. ред. Л.Л.Федорова. М.: Рос. гос. гуманитар. ун-т, 2009. С. 348-356.

Буторина Е.П. Стереотипы в описании черт характера при деловом общении // Стереотипы в языке, коммуникации и культуре: сб. статей / сост. и отв. ред. Л.Л.Федорова. М.: Рос. гос. гуманитар. ун-т, 2009. С. 378-394.

Гендерные стереотипы в меняющемся обществе: опыт комплексного социологического исследования / под ред. Н.М.Римашевской. М.: ИЭП РАН, 2009.

Донцов А.И., Емельянова Т.П. Концепция социальных представлений в современной французской психологии. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1987.

Донцов А.И. Стефаненко Т.Г. Социальные стереотипы: Вчера, сегодня, завтра // Социальная психология: хрестоматия / сост. Е.П.Белинская, О.А.Тихомандрицкая. М.: Аспект Пресс, 2008. С. 170-187.

Краснова О.В. Стереотипы и аттитюды к пожилым людям: (опыт соц.-психол. исслед.). М.: Прометей, 2004.

Пушкарева Н.Л. Гендерная асимметрия социализации ребенка в традиционной русской семье // Гендерные стереотипы в прошлом и настоящем / отв. ред. И.М.Семашко. М.: ИЭА РАН, 2003. С. 4-25.

Рябова Т.Б. Пол власти: гендерные стереотипы в современной российской политике. Иваново: Изд-во Иван. гос. ун-та, 2008.

Савельев Ю.Б. Либеральный гендерный порядок и гендерные стереотипы // Гендерные стереотипы в современной России / сост. и общ. ред. И.Б.Назарова, Е.В.Лобза. М.: Макс Пресс, 2007. С. 39-48.

Селиванова О.С. Гендерные стереотипы как способ репрезентации патриархатной культуры: социально-философский анализ: дис. … канд. филос. наук. Екатеринбург, 2006.

Стефаненко Т.Г. Этнопсихология: учеб. для вузов. 4- е изд., испр. М.: Аспект Пресс, 2007.

Тернер Дж . Социальное влияние. СПб.: Питер, 2003.

Хвостов А.А. Гендерные особенности морального сознания // Вопросы психологии. 2000. N 1. С. 195-206.

Шихирев П.Н. Современная социальная психология: учеб. пособие. М.: Наука,1999.

Ядов В.А. Социологическое исследование: Методология, программа, методы. Самара: Изд-во Самар. ун-та, 1995.

Doise , W ., Dubois , N ., Beauvois , J - L . La construction sociale de la personne. Grenoble: Presses univ. de Grenoble, 1999.

Fazio, R.H., Olson, M.A. Implicit measures in social cognition research: Their meaning and use // Annual Review of Psychology. 2003. Vol. 54(1). P. 297-327. doi:10.1146/annurev.psych.54.101601.145225

Schneider D.J. The psychology of stereotyping. New York: Guilford press, 2004.

Сведения об авторе

Кабалевская Александра Ивановна . Аспирант, лаборатория психологии подростка, Психологический институт Российской академии образования, ул. Моховая, д. 9, стр. 4, 125009 Москва, Россия
E-mail: Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Ссылка для цитирования

Стиль сайт
Кабалевская А.И. Представления о гендерных стереотипах в современной социальной психологии. Психологические исследования, 2012, No. 2(22), 4.. 0421200116/0016.

ГОСТ 2008
Кабалевская А.И. Представления о гендерных стереотипах в современной социальной психологии // Психологические исследования. 2012. № 2(22). С. 4. URL: (дата обращения: чч.мм.гггг). 0421200116/0016.

[Последние цифры - номер госрегистрации статьи в Реестре электронных научных изданий ФГУП НТЦ "Информрегистр". Описание соответствует ГОСТ Р 7.0.5-2008 "Библиографическая ссылка". Дата обращения в формате "число-месяц-год = чч.мм.гггг" - дата, когда читатель обращался к документу и он был доступен.]

Введение 3

Глава 1. Теоретический анализ взаимосвязи образов мультипликационных фильмов и гендерных стереотипов дошкольников

1.1 Психологический анализ понятия «гендерный стереотип»

1.2. Особенности гендерных стереотипов в поведения мужчин и женщин

1.3.Влияние мультипликационных образов на восприятие гендерных стереотипов дошкольников


Глава 1. Теоретический анализ взаимосвязи образов мультипликационных фильмов и гендерных стереотипов дошкольников

Психологический анализ понятия «гендерный стереотип»

(Стереотип-что это такое, а после идет(и + и - стериотипов, что такое гендерный стереотип))В настоящее время мы все чаще сталкиваемся со стереотипами, которые могут касаться абсолютно любой сферы в повседневной жизни человека. Одни стереотипы могут затрагивать этнический аспект. Это можно проследить в таких утверждениях, как «норвежцы спокойны и медлительны, итальянцы экспрессивны и темпераментны», когда рассматриваются особенности национального характера. Другие стереотипы касаются профессиональных групп, а именно «все врачи – циники». Третьи – социального статуса: «люди высшего класса более умные, чем из низшего сословия». Наша цель проанализировать стереотипы, в которых содержатся различные суждения о качествах и свойствах, присущие мужчинам и женщинам.

В настоящее время можно встретить множество определений понятия «гендерный стереотип».Если мы обратимся копределению?(кто это, психолог,врач или… и так к каждой фамилии) А.В.Меренкова, то увидим, что он рассматривает гендерный стереотип какустойчивую программу восприятия, поведениячеловека. Он акцентирует наше внимание на том, что они напрямую зависят от принятых в данномобществе норм и правил жизнедеятельности представителей конкретного пола[меренков]. В другом определении они представлены устойчивыми представлениями о различиях между мужчинами и женщинами для конкретного общества в определенный исторический период [генд.подх.Штылева]. Схожее трактование изучаемого нами понятия мы можем встретить у И.С.Клециной. Его она рассматриваетв качестве стандартизованных представлений о моделях поведения и чертах характера, которые соответствуют понятиям «женское» и «мужское» [клецина].

Если мы обратимся к мнению зарубежного автора Ф. Л. Джеса, то увидим иное представление о гендерных стереотипах. Ф. Л. Джес считает гендерные стереотипы «истинными», трансформирующиеся в ценности и формирующие нормативные образы «истинной» фемининности-маскулинности. Также автор утверждает, что они определяют статусные характеристики женщин и мужчин, а именно закрепляется доминирующее положение мужчин в отношении женщин [джес].


Рассмотрев несколько определений данного понятия, мы можем трактовать гендерные стереотипы как совокупность образов поведения и черт характера мужчин и женщин.(это кто сказал?) Они упрощены, устойчивы, а также эмоционально окрашены. Изучаемые нами данные стереотипы можно проследить во многих сферах жизни человека, а именно в самосознании, в межличностном общении, межгрупповом взаимодействии[малкины-пых].

Гендерные стереотипы были сформированы на основании восприятия и толкования половых различиях в разных культурах и в различных исторических периодах, а также по итогам ранее существовавшего несколько веков разделения труда. Обращаясь к мнениям С. Фаррела и Д. Лорбера, можно заметить, что в обществе наблюдалось "табу на подобие", которое заключалось в том, что было утверждение и подтверждение существования половых различий, разницы в социальных ролях мужчин и женщин, и, соответственно, возникло гендерное неравенство [бендас].

Так, можно сказать, что гендерные стереотипы предстают генеральными соглашениями о взаимодействии "женского" и "мужского". Культурные стереотипы, по мнению Дж. Мани и П. Такера, должны быть единовременно и ригидными, и гибкими, для того, чтобы, с одной стороны было обеспечение устойчивости представлений, а с другой - не останавливалось развитие общества [малышева].

Далее рассмотрим, в чем же именно заключается отрицательное воздействие гендерных стереотипов? Они могут негативноотражаться на самореализации,как мужчин, так и женщин, а также выступать барьером или препятствием в развитии индивидуальности человека [КЛЕЦИНА 2].

Можно заметить, что следование гендерным стереотипам зачастую связано с механизмами долженствования. К.А. Абульханова-Славская акцентировала наше внимание на том, что самореализация и самовыражение будут не возможны при условии, что определенная деятельность человека исполняется на основании чувства долга. В такой ситуации не будут учитываться личные интересы, потеряется чувство "Я", сформируется покорность и зависимость. Подобные самоощущение и самовосприятие не будут соответствовать идеям самореализации и свободного выбора[бендас2].

Однако даже индивид, который будет признавать свою независимость и отвлеченность от гендерных стереотипов, сможет им следовать на бессознательном уровне. Именно таким образом гендерные представления будут превращаться в исполняющиеся само по себе пророчества. Такое пророчество не является осознанным, оно рассматривается, как внутреннее убеждение личности, ее установка по отношению к каким-то определенным объектам или конкретным событиям, которая реализуется в реальном поведении. При наличии неосознаваемых установок по отношению самого к себе, индивид внешне будет заявлять независимость от гендерного стереотипа, но, тем самым, будет привносить его в жизнь, реализовывать стереотипное представление[джес].

В гендерной психологии можно найти общепринятую классификацию гендерных стереотипов В.Е. Кагана и И. С. Клециной. Они выделили 3 группы гендерных стереотипов. Далее подробно рассмотрим каждую группу в отдельности.

К первой относятся стереотипы маскулинности и фемининности. Другими словами, рассмотрим стереотипы мужественности и женственности соответственно. Опираясь на анализ значения термина «маскулинность» И. С. Кона, опишем различные значения, которые вложены в изучаемое нами понятие.

1. Данные понятия отражают психические и поведенческие свойства и черты, «объективно присущие» (по мнению И. С. Кона) мужчинам или женщинам, соответственномаскулинность илифеминность.

2. Эти термины содержат в себе разнообразные социальные представления, установки, мнения о том, какими именно являются мужчин, а какими женщины, а также какие качества им могут приписываться.

3. В изучаемых нами понятиях отражаются нормативные эталоны и идеальной женщины идеального мужчины.

Итак, стереотипы в первой групперассматриваются, как стереотипы, которые характеризуют мужчин и женщин с помощью определенных конкретных личностных качеств, социально-психологических свойств.Вних отражены представления, как о мужественности, так и о женственности. К примеру, женщинам приписываются следующие качества:зависимость, пассивность, эмоциональность. Мужчинам – прямопротивоположное – активность, независимость, компетентность, агрессивность. Можно заметить, что качества маскулинности и феминностисодержат полярные полюса: пассивность –активность, слабость –сила. Опираясь на данныепо исследованию Н.А.Нечаевой, можно сказать, что традиционный идеал женщины включает следующие свойства:преданность, скромность, нежность, мягкость, терпимость[нечаева].

Схожие результаты были получены и в работеоднойстудентки(что это за студента, какой универ и тд, короче данные, если их нет, то пишем так_ибрагимова ссылается на работу студентки и тд)Национального Университета, изучавшей идеальные представления студентов о мужчине и женщине. Так, большинство опрашиваемых участников отдало предпочтение качествам и свойствам, которые характеризуют мужчину и женщину с традиционных позиций. В их понимании женщина – мягкая, нежная, верная, а мужчина – сильный, активный, надежный [ибрагимова].

Можно сказать, что в стереотипном представлении кмаскулинностиотносятся «активно-творческие» характеристики, инструментальные черты человека. А фемининностьотражает в себе «пассивно-репродуктивное начало», которое проявляется в экспрессивных личностных характеристиках, а именнотревожность, зависимость, эмоциональность, низкая самооценка. Таким образом, маскулинные характеристики могут не только противопоставляться фемининным, но и рассматриваться как взаимодополняющие друг друга[берн ш].

Ко второй группе гендерных стереотипов относят представления и понимания о распределении социальных, а именно семейных и профессиональных ролей. Женщинев большей степени значимой социальной ролью присваивается роль домохозяйки, матери. Мужчинам наиболее присущапрофессиональная успешность, включённость в общественную жизнь, ответственность за содержание, обеспечение семьи. Важно отметить, что самой значимой социальной ролью для мужчины является именно профессиональная роль.Как отмечает И. С. Клецина, «мужчин принято оценивать по профессиональным успехам, а женщин - по наличию семьи и детей» [клецина] .

Если рассматривать отдельную сферу, к примеру, семейную, то набор ролей, которую приписывают мужчине и женщине, сильно различен. В одном из исследований,(что за исследование, когда было,где, и с скобках квадратных ссылка)в котором приняло участие 300 человек от 18 до 60 лет, была выявлена следующая дифференциация в распределении различных семейных обязанностей между супругами. По результатам опроса, в качестве сугубо «женских» были отмечены такие роли, которые связаны непосредственно с приготовлением пищи, уборкой в доме, стиркой, мытьем посуды, глажением белья. Соответственно к мужским функциям в семье, по мнению опрашиваемых, относят функции добывания денег, вынос мусора и ремонтные работы по дому. С такими утверждениями, как «Главное призвание женщины – быть хорошей женой и матерью» и «Мужчина – основной кормилец и глава семьи», которые отражают наиболее традиционные представления о ролях мужчин и женщин в семье, согласились около 90 % из числа всех опрошенных людей. Также, было выявлено, что высказывания участников опросатого же самого исследования, показали, что женщинам чаще принадлежит роль хранительницы семейного очага, которая, по мнению опрашиваемых, поддерживает положительную атмосферу в семье, доме. Отметим, что мужчина осуществляет такую роль, какопора семьи, и она имеетруководящий характер.В семье мужчина управляет, указывает, и, в общем, является примером для подражания. Однако различные досуговые роли гораздо чаще относят к мужчинам, чем женщинам. Ими могут являться отдых на диване, общение с друзьями за кружкой пива, просмотр телевизора, чтение газет, рыбалка, футбол и др. [ким].Эти положения были также подтвержденыдругими результатами исследования по изучению различных школьных учебников,(какими результатами, каких исследований)показавшее, что большинство мужских персонажей изображаются в ситуациях отдыха гораздо чаще, чем женские[Алимджанова].

Последняя, третья группа гендерных стереотипов характеризуется спецификой содержания труда. Так, полагается, что женский труд должен носить обслуживающий,исполнительский характер, быть некоторой частью экспрессивной сферы деятельности. Женщины, как правило, чаще всего работают в сфере здравоохранения, торговли. В то же время для мужчин присуща творческая и руководящая работа, а их трудовая деятельность определяется в инструментальной сфере.

Важно отметить, что гендерный стереотип может выступать генеральным соглашением о взаимодействии «мужского» и «женского». Дж. Мани и П. Такер считают поддержку межличностного и межгруппового взаимопонимания и сотрудничества позитивным аспектом в действии гендерных стереотипов. Отрицательное воздействие заключается в отрицательном влиянии на самореализацию мужчин и женщин, выступление в роли барьера в развитии индивидуальности, по мнению Дж. Майерса [майерс].

Если обратиться к данным ЮНЕСКО(год, кто, где, когда, откуда взяла данные,или можно так, что ким ссылается на данные ….)то можно увидеть, что стереотипный перечень мужских специальностей включает профессии архитектора, инженера, водителя, пожарного, исследователя, механика и т.д., а женских – воспитательницы, библиотекаря, учительницы, телефонистки, секретарши, продавец и др [мишель]. Опираясь на мнение участников интервью исследования, в реестр мужских профессий входит огромный набор специальностей различных сфер: технической, строительной, промышленной, военной, сельскохозяйственной. При этом женщинам, как правило, отводятся специальности в следующих сферах:медицина (акушерка, медсестра, врач), образования (учитель, воспитатель), обслуживания (официантка, продавец, горничная). Если рассматривать научную сферу, то в основном занятости мужчин связываются с точными, естественными, общественными областями, а женщин – соответственно, с гуманитарными [ким 2].

Важно отметить, что в совокупности с ранее рассмотренным «горизонтальным» разделением, выделяют и вертикальное разделение сфер труда на женские и мужские. Оно выражается в следующем:в подавляющем большинстве руководящие должности отдаютсямужчинам, а позициям женщин принадлежит подчиненный характер.

Приведенная выше классификация гендерных стереотипов нельзя считать полностью исчерпывающей.Можно сказать, что она имеет довольно условный характер, и, соответственно, ее можно использовать в том числе из-за простоты анализа. Из ранее перечисленных трех групп гендерных стереотипов наиболее общими считают стереотипы первой группы, а именно стереотипы феминности имаскулинности. Астереотипы следующих двух групп, второй и третьей, по большей части носят довольно частный характер, и прослеживаются, как правило, в семейной или профессиональной сферах. Следует отметить, что ранее описанные три группы гендерных стереотипов достаточно тесно взаимосвязаны между собой.

Как и любые стереотипы, так и гендерныереализуют определенные, основные функции. Итак, гендерные стереотипы выполняют следующие функции:

1) объяснительная функция;

2) регулятивная функция;

3) дифференцирующая функция;

4) ретрансляционная функция;

5) защитная или оправдательная функция.

Ниже рассмотрим каждую в отдельности.

Первая, объяснительная функция – это самая простая из всех перечисленных функций;она применима для интерпретации поведения,как мужчины, так и женщины, с использованием распространенных гендерных стереотипов о мужских и женских качествах.

Вторая, регулятивная функция связывается с различиями, которые наблюдаются в поведении мужчины или женщины. Например, зарубежныеисследователи(кто, и должность, не исследователи может, а психологи) экспериментально выявили, что лица разного пола совершенно по-разному проявляют себя при переходе дороги на красный свет. В результате, женщины наиболееменьше нарушали правила, когда находились на дороге одни, однако чаще всего совершали это вслед за другими нарушителями. Это поведение можно было объяснить тем, что женщины, непосредственно, являются более «дисциплинированными пешеходами», чем мужчин, и вследствие этого, намного реже пренебрегают правилами дорожного движения. Но выделяется группа, как более «конформные», а именно те, ктоможет быть подвержен давлению со стороны других.Такие женщины могут нарушать правила дорожного движения вслед за кем-то другим или другими [алешина].

Исходя из ранее сказанного, те приписываемые стереотипные качества (в нашем случае, это конформностьидисциплинированность) выступают в качестве своеобразных регуляторов поведения человека.

Третья, дифференцирующая функция, выступает как общая функция всех социальных стереотипов.

С помощью нее сводятся к минимуму какие-либо различия между представителями одной группы, и, наоборот, начинают возрастать различия между людьми разных групп. Если мужчин и женщин рассматривать как совершенно две различные социальные группы, которые обладают разными статусными позициями, то обычно первых описывают как высокостатусную, а вторых, наоборот, как низкостатусную группу.

Одновременно с этим различия между двумя, рассматриваемыми нами, группами возрастают. Исходя из вышесказанного, высокостатусныммужчинам обычно приписываются деловой успех и компетентность, а низкостатусных женщин наделяют такими качествами, как доброта, понимание, гуманность. Но можно встретить и иное понимание данного аспекта некоторых западных авторов. Многие из них утверждают, что все позитивные и положительные черты женского стереотипа, которым относят теплоту, эмоциональную поддержку, уступчивость и т.п., – это всего лишь типичная компенсация, которая появляется в результате отсутствия достижений в «силовой позиции»[агеев]. Так, разделение мужчин и женщин очень часто может приводить к поляризации черт, которые приписываются им (к примеру, сила мужчин – слабость женщин).

Отметим, что в повседневной жизни исследуемую нами функцию гендерных стереотипов довольно хорошо можно проследить в следующих аспектах:различные анекдоты, шутки о мужчинах и женщинах, которые гротескно подчеркивают ту или иную разницу между полами. При этом они достаточно четко фокусируются на отрицательных, негативных качествах представителей противоположного пола и, тем самым, начинают создавать внутреннюю солидарность однополовых групп.

Следующая, ретрансляционная функция проясняет роль таких институтов и агентов социализации, какшколы,семьи, искусства, средств массовой информации и др.Она отражаются в образовании, передаче, распределении и закреплении стереотипов между полами. Через выше сказанные институты само общество начинает предъявлять к личности определенные, конкретные ожидания, каким быть и что необходимо делать, чтобы тот или иной человек соответствовал нормативным представлениям о своем поле. С помощью конкретныхпредписаний-ожиданий, непосредственно, и происходит «конструирование пола» человека.

И наконец, последняя, защитная или оправдательная функция, по мнению многих исследователей, значится, как одна из наиболее негативных, отрицательных функций гендерных стереотипов, которая связывается с такой попыткой, как оправдание и защита существующего положения вещей, в частности, фактического неравенства между полами [агеев].

С помощьюнее возможно оправдание неравного положения мужчин и женщин,как в семье, так и в обществе. Если обратимся к мнению Э. Аронсона, заметим, что довольно удобным считается восприятие женщин в качестве того, что «биологически более предрасположенных к работе по дому, если общество, в котором доминирующая роль принадлежит мужчинам, желает и дальше держать женщин привязанными к пылесосу»[аронсон].

Так,с помощьюсуществующих стереотипов о якобы «природных качествах» мужчин и женщин, могут быть объяснены, и в целом, оправданы различные проявления домашнего насилия, двойных стандартов в отношении представителей разных полов.

Подводя итог, можно сказать, чтопонятие «гендерные стереотипы» подразумевают, во-первых, качества и характеристики, с помощью которых обычно описываются мужчины и женщины. Во-вторых, в гендерных стереотипах содержатся нормативные образцы поведения, традиционно приписываемые лицам мужского или женского пола. В третьих, в гендерных стереотипах отражены обобщенные мнения, суждения, представления людей о том, чем же отличаются друг от друга мужчины и женщины. И, наконец, в-четвертых, гендерные стереотипы зависят от культурного контекста и той среды, в которой они находят свое применение. Также, важно сказать, что гендерные стереотипы осуществляют ряд функций, которые связаны с необходимостью объяснения той или иной разницы между полами, репрезентаций этих различий, а также оправдания их существования. Будучи последствием категоризации или обобщения, гендерные стереотипы сформировывают наши ожидания и представления в отношении поведения мужчин и женщин.

Женщины постоянно манипулируют

Женщины сильны в психологическом насилии

Женщины моногамны, мужчины полигамны

Женщине не идёт мат

Женщина хочет любви и отношений, а мужчина секса

Все женщины хотят детей и замуж

Женщина стремиться затащить мужчину тайком или насильно в ЗАГС

Мужчины умнее

Девочки любят розовый цвет, мальчики - голубой

Девочки играют в куклы, мальчики в машинки

Гей-пары не могут иметь детей / не могут вырастить _нормальных_ детей

Женщина – хранительница очага

Мужчина по природе своей добытчик и лидер

Дети – удел женщин; декретный отпуск для мужчин - это смешно

"Тупые блондинки"

Равенство приведёт к тому, что женщинам придётся таскать шпалы

Феминистки хотят ущемить права мужчин

У феминисток нет секса и они все страшные лесбиянки

Феминизм вреден для экономики, т.к. из-за квот для женщин рабочие места заполняются не самыми сильными кадрами

Феминистки хотят запретить людям высказывать свои мысли и подают в суд за попытку придержать им дверь

Феминистки поднимают проблему "телочек" и прочей фигни, а правами женщин в Африке и исламском мире не занимаются

Ложных обвинений в изнасиловании больше чем реальных изнасилований

Женщина должна быть красивой, кроткой, нежной, мудрой - при этом казаться глупенькой, но не быть тупой

Муж - голова, жена - шея

Мужчина должен больше зарабатывать и быть сильнее

То, что мужчины больше зарабатывают - это естественно

Женщины сами соглашаются на низкооплачиваемую работу

Сучка не захочет - кобель не вскочет

Женщины хуже водят машины

Женщина готовит еду, а мужчина чинит технику - это естественно

Жена берёт фамилию мужа, потому что выходит ЗАмуж

Из-за равноправия женщины стали меньше рожать и человечество вымирает

‪Изнасиловали? Избили? ‎Сама виновата, не надо было провоцировать‬

Дешевле снять проститутку, чем дарить цветы-конфеты за то, что перед тобой "добровольно" ноги раздвигают

Феминизм привёл к тому, что женщины стали стервами - им вечно мужчины что-то должны, а они сами ничего не должны, только ноги раздвигают за дорогие подарки, и то не каждый раз

Женщина должна быть женственной, а мужчина мужественный

Женщин нельзя допускать к управлению страной - вдруг у неё ПМС и она объявит войну без особого повода

Изнасилований в браке не существует - у мужа есть законное право на секс

Если женщина на даёт своему мужчине секс, она демонстрирует таким образом неуважение к нему

Если пьяная поехала домой к парню, значит по дефолту знала, что дальше придется трахаться, какое еще изнасилование?

В отношениях мужчина должен быть старше и влиятельнее

Женщины любят мачо и качков, мужчины юных кротких фитоняшек

Умных и сильных женщин никто не любит, как и мягких мужчин (но мягкий мужчина все равно найдёт себе пару так как абсолютно все женщины хотят выйти замуж и парятся из-за тикающих часиков)

На 9 парней 10 девчат

Все женщины любят детей, а мужчины не любят и от природы не знают как с детьми обращаться; поэтому никогда нельзя оставлять маленького ребёнка на мужчину, так как он угробит ребёнка

Женщины, не родившие детей, под старость поголовно несчастны. Они только делают вид, что счастливы. Не может быть женщина счастлива без ребёнка

Женщина не может быть программистом или водителем

Женщины меркантильные и хотят только денег, чтоб их водили по дорогим ресторанам и покупали брильянты, шубы

Каждая женщина мечтает о шубе!

Женщины монополизировали рождение и воспитание детей и воспитывают мальчиков слюнтяями, стремясь установить матриархат

Везде одни бабы! В поликлинике бабы, в детском саду и в школах бабы, в жэке бабы - бабы правят миром и бабы воспитывают бесхребетных мужиков

Женщины чуть ли не с рождения знают всё про отношения; поэтому именно они должны обеспечивать гармонию в паре и предугадывать проблемы. Если идёт разлад - это у неё сложный характер и она ему голову морочит

Женщина должна тащить на себе ответственность за эмоциональную составляющую отношений

Мужчины становятся слабыми, немощными и безответственными из-за феминисток

Сначала боретесь за равноправие, а потом жалуетесь, что мужиков нормальных не осталось

Мужчины должны уступать место женщинам в транспорте (не только больным и старым, а всем)

Если мужчины слишком много занимаются детьми, они слюнтяи и тряпки

Женщины не должны заставлять мужчин мыть детям попы

Если женщина не занимается домашним хозяйством, то она и не женщина вовсе. Кому нужна баба, которая не варит борщи, не стирает носки и не гладит рубашки?

Мужчины-повара талантливее, чем женщины

Мясо должен готовить мужчина

Все дирижеры - мужчины! Так же и с режиссёрами и другими творческими людьми-руководителями

Какая социальная поддержка на время беременности и воспитания? Сама решила рожать - сама деньги на ребенка и зарабатывай, никто же рожать не заставляет

Залетела - сама виновата, надо было гормоны принимать, а то мужику в презервативе ощущения не те. Аборт хочет сделать? Убийца! Лучше родить и отдать в детдом. Родила и отдала в детдом? Сука какая, видимо у неё с головой что-то не то, нормальная женщина так не сделала бы

У женщин конкурентное преимущество перед мужчинами везде, потому что когда ей надо или выгодно, она просто надевает кофточку с декольте или раздвигает ноги, и вот она уже добилась всего, что ей было нужно, А МУЖИК ТАК НЕ МОЖЕТ

Женщин бесплатно пускают в ночные клубы и ещё им там дают бокал шампанского в подарок. Да они просто купаются в гендерных привелегиях!

Если не уходит из отношений, в которых её избивают - значит, её всё устраивает

Равных прав хотят, а бить их все равно нельзя

Женщины зациклены на своей внешности

У женщины на первом месте должна быть семья

Даже если дать женщине свободу делать то, что она хочет, она все равно вернется к детям и на кухню, потому что у нее природа такая

Женщины любят лёгкие глупые комедии и фильмы про любовь, а мужчины фантастику и action

Мужчины лучше разбираются в технике, науке и бизнесе; и у них лучше это получается по природе. Поэтому в отношениях именно женщина должна поставить свою карьеру на второе место

Женские журналы пишут про косметику и диеты, потому что женщины хотят читать только об этом, не будет же баба про синхрофазотроны читать!

Мужчины логичнее, женщины эмоциональнее

Ну вообще это так,не на 100%,но женщины намного эмоциональнее мужчин,в том или ином плане.Я не говорю что все женщины поголовно,но большинство да.

Мозг женщины лучше, чем мужской, приспособлен для скрупулёзной монотонной работы, а ещё она умеет делать несколько дел одновременно

Есть такакя штуковина в голове,называется она мозолистое тело .У женщин она преимущественно больше чем у мужчин,она же и помогает женщинам с многозадачностью.

Все величайшие достижения и открытия совершены мужчинами

Не все естественно,но большинство...

Мужчины и женщины любят по-разному

Это вообще что такое?

Ответить

Ну стереотипы и не берутся из ниоткуда. Большинство из них имеет под собой какую-то основу. И их использование эволюционно обосновано - стереотипы изначально экономили людям время и энергию, подсказывая с преимущественной долей вероятности какой-то вывод. Но, если человек хочет разобраться в каком-то вопросе, а не просто повторить какое-то убеждение, сформировавшееся неизвестно сколько поколений назад, надо от стереотипов отказываться. Да, в среднем женщины эмоциональнее. Да, среди мужчин больше изобретателей. Но тот, кто хоть немного знаком с логикой, должен понимать, что это всё не значит, что на свете нет (или как-то очень мало) мужчин, которые сильно эмоциональнее каких-то женщин, или что какие-то женщины не могут быть куда более крутыми изобретателями, чем какие-то мужчины. Стереотипы нужны людям, у которых не развито критическое мышление - им они как-то помогают ориентироваться.

Ответить

Прокомментировать

Мужчина любит глазами, а женщина - ушами.

Женщина должна быть красивой, а красота мужчины - это его бумажник.

Женщины рожают детей, а мужчины их убивают.

Женщины - пацифисты, а мужчины - вояки.

Женщины балуют детей, а мужчины их воспитывают.

Женщины любят посплетничать.

Любимое занятие женщины - сношать мозг ближнего.

Девочки более усидчивые, а мальчики - более подвижные.

Девочки более дисциплинированы и ответственны.

Женщина не хочет работать и только мечтает о декрете.

Секс - это не столько мероприятие для взаимного удовольствия, сколько одолжение одного партнера другому (как вариант, победа одного партнера над другим или использование).

Женщина не должна признаваться в симпатиях первой. Инициатива должна исходить только от мужчины.

Все мужчины - дети.

Все женщины капризны, как дети.

Все женщины плачут чуть реже, чем ходят в туалет. Если вы не видели женщину плачущей, это не значит, что она не плачет, она разводит сырость регулярно, когда никто не видит.

Мужчина не должен плакать.

Если женщина не плачет на похоронах, она не скорбит и очень черства (см. выше).

У женщин слабые нервы.

Существует только мужская дружба, а женской дружбы не существует. Женщины только прикидываются подругами, а на самом деле соперничают друг с другом и люто завидуют.

Если мужчина выбирает более безопасные маршруты в темное время суток, то он трус и слабак.

Чем больше у мужчины сексуальных парнтёров - тем лучше, ведь это заложено природой - осеменить как можно больше самок (сюда же сказки про ключи и замки, чайник и чашки и другое творчество психически больных)

Не служил - не мужик!

Романтика - не мужское, чё ты как баба

Мужчина разлозлился - бабы довели, суки-стервы. Женщина разозлилась - мегера, стерва, злюка, сука, нервы пора подлечить

Мужчина не хочет детей (или мужчине нужен только сын - наследник!)

Мужчина должен работать инженером, тренером, программистом, водителем - короче, главное не всяким там бабским бездельем!

Если мужчина не дарит девушке подарки - то грош ему цена

Мужчина не любит разговаривать, проявлять эмоции, и вообще - мужик - это серьезный человек, а всю эту брехню оставьте бабам

Ответить

Люди естественным образом отличаются друг от друга - у них бывает разный цвет кожи и волос, они принадлежат к разным народам и говорят на разных языках, однако самыми яркими и бросающимися в глаза отличиями являются отличия по половым признакам - традиционная разница между мужчинами и женщинами. Различия эти влияют на нашу жизнь и наши представления о должном. Но даже половые, биологические различия являются всего лишь фундаментом других, формируемых культурой и обществом рамок, норм и стандартов. Эти стандарты - гендерные стереотипы - приобретают устойчивый вид в качестве общепринятых убеждений в том, как должны себя вести и и женщины.

Подобные представления существуют в каждом обществе, но в зависимости от исторического периода или географической территории, устоявшиеся мнения о том, какова социальная роль и предназначение «настоящих» мужчин и женщин, очень изменяются. Общепринятые устойчивые представления в каком-либо конкретном обществе о должном "женском" и "мужском" поведении, их предназначении, социальных ролях и деятельности, определяются социокультурной средой и, соответственно, подвержены изменениям. Хотя наши различия могут и помогать, и мешать нам жить, гендерные стереотипы чаще всего мешают развитию личности, потому что формируют гендерные ожидания, по которым другие люди судят о нас и нашем поведении и диктуют нам, что мы должны и не должны делать, чтобы этим ожиданиям соответствовать.

Человеческая культура исторически складывалась так, что различия между полами играли большую роль, чем различия индивидуальные. Более того, в общественном сознании и психологии закреплялись установки, когда определенные обобщенные черты и характеристики, присущие определенной части мужчин и женщин (не обязательно большей) распространялись на весь женский или мужской пол. Так формируется гендерный стереотип, который переносит биологические черты на поведенческие особенности и у мужчин и женщин, а также взаимоотношения между ними, и закрепляет эти особенности в качестве обязательных. Например, если половые различия диктуют такие формы поведения, что женщины могут кормить грудью или рожать, а мужчины могут зачинать ребенка, то эти признаки, вследствие психологической стереотипизации, переносятся и на Большинство Древнего мира утверждали гендерные стереотипы, говоря о том, что мужское начало - это нечто инициативное, деятельное, логическое, доминирующее, а женское - пассивное, страдательное, принимающее, интуитивное.

Такие представления обусловили традиционное ролей мужчин как смелых, сильных, агрессивных, честолюбивых, разумных, а женщин, как эмоциональных, слабых, покорных, неспособных к глубоким размышлениям. Этот дисбаланс, часто выдаваемый за природное равновесие полов, на самом деле порождает гендерное неравенство. Прежде всего, женщины считались неспособными к рациональному мышлению, управлению и расчету, чуждыми науке и порядку, а также всему, что связано с самоконтролем. Во-вторых, эти убеждения оправдывают дисбаланс власти, подчиняющий женщину мужчине, как в семье, так и в обществе. Ведь они описывают женщину как покорную сильному и активному мужчине и дающую свою любовь ему в дар за покровительство, и одновременно как существо, которое не может ни управлять домашним хозяйством, ни государством, ни самостоятельно распоряжаться деньгами.

Гендерные стереотипы часто используются в качестве оправдания насилия над женщинами, ведь они формируют искаженное представление о психологии женщины - что ей якобы нравится, что ее третируют, бьют, унижают и даже насилуют. Даже Зигмунд Фрейд писал о том, что мазохизм - это признак женской сущности. Стереотипы в этой области порождают серьезные социальные проблемы - они являются причиной дискриминации представительниц прекрасного пола, они лишают женщин достоинства и заставляют их привыкать к своей униженной роли, а вследствие этого, терпеть насилие и не бороться за свои права.

Понятие и классификация гендерных стереотипов. То, что гендер одна из важных категорий социальной жизни человека, проявляется в повседневной реальности. К представителям одного пола предъявляется особый набор поведенческих норм и ожиданий,значительно отличающийся от требований к другому полу. Для этого используются специальные термины и слова,по-разному описывающие мальчиков и девочек, мужчин и женщин. Все это находит свое отражение в особых формах проявления общественного сознания - стереотипах.

Традиционно, под словом стереотип понимают некую схему (клише), на основе которой происходит восприятие и оценка информации. Эта схема выполняет функцию обобщения некого явления, предмета или события, с ее помощью человек действует или производит оценку автоматически, не задумываясь.

Понятие социального стереотипа означает способность человека обобщенно оценивать окружающий мир и служит основанием для его умозаключений и некритических выводов. Положительная функция социальных стереотипов состоит в том, что, действуя в условиях дефицита информации, они позволяют быстро реагировать на происходящие изменения, ускоряют процесс познания. Однако далеко не всегда социальный стереотип является отражением объективной реальности. Зачастую стереотипы оказывают консервативное воздействие, формируя в людях ошибочные знания и представления, которые, в свою очередь, негативно сказываются на процессах межличностного взаимодействия. Обобщение характеристик отдельных индивидов и распространение u1080 их на группу людей и явлений называется стереотипизацией . По мнению Э. Аронсона, «мыслить стереотипно - значит приписывать идентичные характеристики любому человеку в группе, не обращая внимания на реальные различия между членами этой группы».

Со стереотипами различного рода мы часто сталкиваемся в повседневной жизни, когда характеризуем того или иного человека или группу людей по каким-либо «общим» качествам и свойствам. Например, суждение о том, что «норвежцы спокойны и медлительны, итальянцы экспрессивны и темпераментны», распространяется благодаря бытующим мнениям об особенностях «национального характера». Подобные суждения называют этническими стереотипами . Существуют расовые стереотипы, стереотипы в отношении представителей тех или иных профессиональных групп, носителей того или иного социального статуса. Например, «люди высшего класса более умные, чем из низшего сословия», или «все врачи - циники» и другие.

Наша цель рассмотреть стереотипы, в которых отражаются обобщенные суждения о присущих мужчинам и женщинам качествах и свойствах, и существующих между ними различиях. Продемонстрировать подобные стереотипы можно очень простым способом.

Задумайтесь над тем, какие ассоциации возникают у вас со словом «женщина»? А теперь - со словом «мужчина»? Наверняка, ваши ответы близки к тем, которые были получены в приведенном ниже примерах В рамках проекта «Влияние социальных факторов на понимание гендерных ролей», с целью выявления мнений о мужских и женских ролях было проведено групповое интервью.

Его участники - жители Ташкента и Ферганы, обоих полов, разных возрастов и разного уровня образования. На вопрос «Какие ассоциации возникают у вас со словами «мужчина» и «женщина»?» были получены следующие ответы. Слово «женщина» чаще всего связывалось с домом, материнством, домохозяйством, воспитанием детей и т.д. Понятие же «мужчина» в большинстве случаев ассоциировалось с функциями опоры семьи и финансового источника, ролями отца, воина и защитника и т.п.

Приведенный пример демонстрирует проявление так называемых гендерных стереотипов , относящихся к различному восприятию и оценке качеств и свойств людей на основе их принадлежности к определенному полу.

Рассмотрим сначала само понятие гендерного стереотипа . По определению А.В.Меренкова, это «устойчивые программы восприятия, целеполагания, а также поведениячеловека, в зависимости от принятых в данной культуре норм и правил жизнедеятельности представителей определенного пола »

Другое определение: «Гендерные стереотипы - это устойчивые для данного общества в данный исторический период представления о различиях между мужчинами и женщинами» .

Еще одно определение мы встречаем у И.С.Клециной «Под гендерными стереотипами понимаются стандартизованные представления о моделях поведения и чертах характера, соответствующие понятиям «мужское» и «женское»» Итак, понятие «гендерные стереотипы» подразумевают, во-первых, качества и характеристики, с помощью которых обычно описываются мужчины и женщины. Во-вторых, в гендерных стереотипах содержатся нормативные образцы поведения, традиционно приписываемые лицам мужского или женского пола. В третьих, в гендерных стереотипах отражены обобщенные мнения, суждения, представления людей о том, чем же отличаются друг от друга мужчины и женщины. И, наконец, в-четвертых, гендерные стереотипы зависят от культурного контекста и той среды, в которой они находят свое применение.

Все гендерные стереотипы можно разделить на три группы.

Первая - стереотипы маскулинности / феминности (или фемининности). По-другому они называются стереотипами мужественности / женственности . Рассмотрим сначала, что означают понятия маскулинности (мужественности) и феминности (женственности). (В дальнейшем эти две пары понятий употребляются в тексте как синонимичные: мужественность - маскулинность, женственность - феминность).

Основываясь на анализе значения термина «маскулинность», данное И.С.Коном можно следующим образом описать значения, вкладываемые в понятия феминность и маскулинность.

1. Понятия маскулинность и феминность обозначают психические и поведенческие свойства и черты, «объективно присущие» (по выражению И. Кона) мужчинам (маскулинность) или женщинам (феминность).

2. Понятия маскулинность и феминность содержат различные социальные представления, мнения, установки и т.п. о том, какими являются мужчины и женщины, и какие качества им приписываются.

3. В понятиях маскулинность и феминность отражены нормативные эталоны идеального мужчины и идеальной женщины.

Таким образом, гендерные стереотипы первой группы можно определить, как стереотипы, характеризующие мужчин и женщин с помощью определенных личностных качеств и социально-психологических свойств, и в которых отражены представления о мужественности и женственности. Например, женщинам обычно приписываются такие качества, как пассивность, зависимость, эмоциональность, конформность и др., а мужчинам - активность, независимость, компетентность, агрессивность и т.д. Как мы видим, качества маскулинности и феминности имеют полярные полюса: активность - пассивность, сила - слабость. По данным исследования Н.А.Нечаевой, традиционный идеал женщины включает такие свойства, как верность, преданность, скромность, мягкость, нежность, терпимость.

Аналогичные результаты получены и в выпускной работе студентки Национального Университета, которая изучала идеальные представления студентов о мужчине и женщине. Так, большинство участников проведенного ею опроса отдало предпочтение свойствам и качествам, характеризующим мужчину и женщину с традиционных позиций: женщина - мягкая, нежная, преданная, мужчина - активный, надежный, сильный .

Вторая группа гендерных стереотипов связана с закреплением определенных социальных ролей в семейной, профессиональной и других сферах. Женщинам, как правило, в качестве основных отводятся семейные роли (матери, хозяйки, жены), а мужчинам - профессиональные. Как отмечает И.С.Клецина, «мужчин принято оценивать по профессиональным успехам, а женщин - по наличию семьи и детей» .

Внутри отдельной сферы (например, семейной) набор ролей, приписываемых мужчине и женщине, различен. В упомянутом выше исследовании «Влияние социальных факторов на понимание гендерных ролей» было опрошено 300 человек от 18 до 60 лет, и выявилась следующая дифференциация в распределении семейных обязанностей между супругами. Так, в качестве сугубо «женских» отмечались роли, связанные с уборкой в доме, приготовлением пищи, стиркой и глажением белья и мытьем посуды. Мужскими же функциями в семье, по мнению участников опроса, являются функции добывания денег, ремонтные работы по дому, вынос мусора. С утверждениями «Главное призвание женщины - быть хорошей женой и матерью» и «Мужчина - основной кормилец и глава семьи», отражающими традиционные представления о роли мужчины и женщины в семье, согласились более 90 % из числа всех опрошенных. Высказывания участников групповых интервью этого же исследования, продемонстрировали, что женщинам чаще всего отводится роль хранительницы семейного очага, которая, по мнению респондентов, «обеспечивает целостность семьи» и «поддерживает благоприятную атмосферу в доме». Мужчина же выполняет роль «опоры семьи», и эта роль имеет, скорее, руководящий характер: мужчина в семье занимается «постановкой стратегических целей», «управляет», «указывает», и, в целом, является «примером для подражания». При этом досуговые роли гораздо чаще приписываются мужчинам, чем женщинам (общение с друзьями за кружкой пива, отдых на диване, просмотр ТВ и газет, рыбалка, футбол и др.) Это было также подтверждено результатами исследования по изучению школьных учебников, которое показало, что мужские персонажи изображаются в ситуациях отдыха значительно чаще, чем женские.

Третья группа гендерных стереотипов отражает различия между мужчинами и женщинами в занятиях определенными видами труда . Так, мужчинам приписываются занятия и профессии инструментальной сферы деятельности, имеющей, как правило, творческий или созидающий характер, а женщинам - экспрессивной сферы, отличающейся исполнительским или обслуживающим характером. Поэтому распространенным является мнение о существовании так называемых «мужских» и «женских» профессий.

По данным ЮНЕСКО , стереотипный перечень мужских занятий включает профессии архитектора, водителя, инженера, механика, исследователя и т.д., а женских -библиотекаря, воспитательницы, учительницы, телефонистки, секретарши и др. По мнению участников групповых интервью исследования, в число «мужских» профессий входит большой набор специальностей промышленной, технической, строительной, военной, сельскохозяйственной и других сфер. Женщинам при этом традиционно отводятся занятия в сферах образования (учитель, воспитатель), медицины (врач, медсестра, акушерка), обслуживания (продавец, горничная, официантка). В научной сфере занятость мужчин связывается с естественными, точными, общественными областями, а женщин - преимущественно, с гуманитарными.

Наряду с подобным «горизонтальным» делением сфер труда на мужские и женские, существует и вертикальное деление, выражающееся в том, что руководящие должности в подавляющем большинстве занимают мужчины, а позиции женщин имеют подчиненный характер.

Приведенная классификация гендерных стереотипов не является исчерпывающей и, имея достаточно условный характер, предпринята для простоты анализа. Из перечисленных групп гендерных стереотипов наиболее общими и универсальными являются стереотипы феминности маскулинности. Стереотипы второй и третьей групп носят более частный характер, и охватывают, в большинстве случаев, семейную или профессиональную сферы.

При этом описанные три группы гендерных стереотипов тесно взаимосвязаны между собой. По-видимому, можно выделить и другие виды гендерных стереотипов, используя различные основания для их классификации.

Функции гендерных стереотипов. Любые стереотипы выполняют определенные функции. Остановимся подробнее на функциях гендерных стереотипов. Итак, гендерные стереотипы реализуют следующие основные функции:

* объяснительная функция,

* регулятивная функция,

* дифференцирующая функция,

* ретрансляционная функция,

* защитная или оправдательная функция.

Объяснительная функция - наиболее простая из всех перечисленных, применяется для интерпретации поведения мужчины или женщины с помощью распространенных гендерных стереотипов о мужских и женских качествах.

Регулятивная функция связывается с различиями, наблюдаемыми в поведении людей разного пола. К примеру, зарубежными исследователями экспериментально было выявлено, что лица разного пола по-разному ведут себя при переходе дороги на красный свет. Так, женщины реже нарушали правила, находясь на дороге одни, но чаще делали это вслед за другими нарушителями. Такое поведение было объяснено тем, что женщины, как правило, являются более «дисциплинированными пешеходами», поэтому реже нарушают правила дорожного движения. Однако как более «конформные», т.е. подверженные давлению со стороны группы, они могут нарушать правила вслед за кем-то другим.

Таким образом, стереотипно приписываемые качества (в описанном случае, дисциплинированность и конформность) выступают своеобразными регуляторами поведения.

Дифференцирующая функция является общей функцией всех социальных стереотипов.

С ее помощью минимизируются различия между членами одной группы и максимально возрастают различия между членами разных групп. Если мужчин и женщин рассматривать как две социальные группы, обладающие различными статусными позициями, то обычно мужчин описывают как высокостатусную, а женщин - как низкостатусную группу.

Естественно, что при этом различия между двумя группами возрастают. Так, с высокостатусными мужчинами обычно связываются деловой успех и компетентность, а низкостатусные женщины наделяются качествами доброты, понимания, гуманности. Однако, по мнению некоторых западных авторов, «все позитивные черты женского стереотипа (теплота, эмоциональная поддержка, уступчивость и т.п.) - лишь типичная компенсация за отсутствие достижений в «силовой позиции»». Таким образом, дифференциация мужчин и женщин зачастую приводит к поляризации черт, приписываемых им (например, сила мужчин - слабость женщин).

В повседневной жизни дифференцирующая функция гендерных стереотипов хорошо просматривается в таких «продуктах» народного творчества, как анекдоты, шутки о мужчинах и женщинах, гротескно подчеркивающие те или иные различия между полами. Они фокусируются на негативных качествах представителей противоположного пола и, таким образом, создают внутреннюю солидарность однополовых групп.

Ретрансляционная функция отражает роль институтов и агентов социализации - семьи, школы, сверстников, литературы, искусства, средств массовой информации и др. - в формировании, передаче (трансляции), распространении и закреплении полоролевых стереотипов. Через перечисленные социальные институты общество предъявляет к индивиду определенные ожидания по поводу того, каким быть и что делать, чтобы соответствовать нормативным представлениям о своем поле. С помощью таких ожиданий-предписаний, по существу, и происходит «конструирование пола» человека. Подробно роль агентов социализации в трансляции гендерных стереотипов рассматривается в темах «Гендерные аспекты в сфере образования», «Гендер и семья».

Защитная или оправдательная функция, по мнению некоторых исследователей, является одной из наиболее негативных функций гендерных стереотипов, связанной с попыткой «оправдания и защиты существующего положения вещей, в том числе фактического неравенства между полами»

С ее помощью может быть оправдано неравное положение мужчин и женщин в семье и обществе. Так, например, по мнению Э. Аронсона, достаточно удобным является восприятие женщин, как «биологически более предрасположенных к работе по дому, если общество, в котором доминирующая роль принадлежит мужчинам, желает и дальше держать женщин привязанными к пылесосу».

Таким же образом, при помощи бытующих стереотипов о якобы «природных качествах» мужчин и женщин, могут быть объяснены (а по существу, оправданы) проявления домашнего насилия, двойных стандартов в отношении представителей разных полов.

Таким образом, гендерные стереотипы выполняют ряд функций, связанных с необходимостью объяснения тех или иных различий между полами, репрезентаций этих различий, а также оправдания их существования. Являясь последствиями категоризации (обобщения), гендерные стереотипы формируют наши ожидания в отношении поведения мужчин и женщин.